Строгое воспитание нужно или в комплексе, или не нужно вообще Видео
Строгое воспитание нужно или в комплексе, или не нужно вообще. воспитание

Как надо воспитывать детей? Тут мнения, наверное, разделятся. Одни скажут, что, прежде всего, любовью и лаской, другие предпочтут апеллировать к пользе "спартанского воспитания" и "ежовых рукавиц".

Дескать, при первом варианте вырастают, если не "безбашенные хулиганы", то "кисейные барышни" точно. А вот во втором — настоящие закаленные мужчины и сильные девушки.

Ответ на вопрос, какая же из вышеуказанных моделей лучше, недавно попытались дать сразу несколько групп исследователей из США.

Если детей воспитывали ремнем…

Так, ученые из университета Айовы, наблюдая за 450 семьями на протяжении многих лет, обнаружили, что там, где детей воспитывали со всей строгостью, последние имели куда больше шансов заболеть ожирением и рядом других болезней. Причем, эти нехорошие склонности подкрадывались исподволь — почти не отмечаясь в подростковом возрасте, но проявляя себя уже с началом совершеннолетия. Интересно заметить, что в исследуемых семьях, как пишут ученые, родители воспитывали детей с помощью "легкой агрессии" — криками, руганью, максимум — шлепками. О чем-то более серьезном речь не шла.

А вот исследователи из университета Техаса на протяжении полувека наблюдали за немалой группой, в 50 тысяч детей — родители которых использовали в качестве "педагогического средства" еще и ремень и прочие устройства для порки. Выводы были однозначными — при начале обучения в школе такие дети были более склонны к агрессии, нарушению правил, хуже учились.

Указанные данные, наверняка, могут ввести сторонников строгого воспитания в настоящий ступор. Не стоит забывать, что даже в достаточно изнеженных, как для Древнего Мира Афинах, "педагогом" назывался раб, приставленный к отпрыску богатой семьи, имевший на вооружении "стимул", длинную трость для биться непослушных мальчишек или девчонок.

Даже в жизнеописании святого Арсения Великого описывается, как в бытность воспитателем царевичей Аркадия и Гонория, он был вынужден так "изукрасить" спину своего питомца из-за непослушания, то когда тот занял императорский престол после отца, Арсений был вынужден бежать из Константинополя в Египет, где и стал монахом.

И вроде ж, несмотря на "палочную педагогику" новые поколения вырастали выносливыми, а нередко даже и героическими, как те же хрестоматийные "300 спартанцев".

Как представляется, апологеты таких педагогических систем просто не очень понимают, что если уже их решили применять — так это нужно делать в комплексе, и с пониманием всех возможных последствий.

Если были спартанцы

Те же юные спартанцы, регулярно подвергаемые порке, они ж и жили в "спартанских условиях", вдалеке от цивилизации, в своего рода ребячьих общинах, даже еду добывая воровством и охотой, проводя все время в физических упражнениях, борьбе. Да и дети средневековой Руси тоже, вместе со взрослыми, сызмальства приучались к тяжелому труду, регулярно постились, а нередко и голодали.

В то время, как современные детишки в школе большую часть времени сидят за партой, да и после школы их часто от компьютера за уши не оттащишь идти во двор хотя бы поиграть. То есть, физических усилий современное чадо почти не прилагает. В то время, как питается так, что столетием раньше ему бы позавидовали многие ребятишки из даже достаточно небедных крестьянских семей — или небогатых чиновников.

Заесть стресс сладким — это по-нашему

То есть, добавь таким детям в жизни стресса, даже по причине чисто моральных наказаний — практически ничего не помешает им "заедать стресс сладким" или просто вкусным. И привычка эта имеет риск перейти и во взрослую жизнь — только обжорство вместо родительских нотаций будут вызывать уже, скажем, выволочки начальства на работе.

Также не вызывает удивления и педагогические трудности в школе с "поротыми" мальчишками и девчонками. Казалось бы, они при таком воспитании должны быть просто-таки "шелковыми". Да в том то и дело, что боятся такие дети (и то, только до определенного времени) лишь тех, кто может их наказать, то есть родителей. А в школе теперь в почете гуманизм. Можно, конечно, и родителей к директору вызвать, но не по каждому же поводу? Вот и ведет себя "юный спартанец" по принципу "да чихать я хотел на ваши увещевания, а пороть вы меня не станете".

Кого воспитываем?

Собственно, и в оригинальной педагогической системе Спарты лежали точно такие же цели — государству воинов без надобности были всякие там мыслители и даже крестьяне с ремесленниками — эту роль выполняли рабы и бесправные "гости" спартанцев, "периэки". А воины должны были воевать, не бояться боли в случае ранения, быть агрессивными и жестокими к врагам. Соответственно, и командовать ими могли еще более умелые, жестокие и авторитетные командиры. В нашей же школе и учителей-мужчин то, как говорится, "днем с огнем", не найдешь.

Каковы современные строгости

Нет, конечно, и в современной жизни можно найти немало относительно положительных примеров строгого воспитания. В тех же "кадетских корпусах", например, где, конечно, мальчиков и девочек не порют, но и особой свободы не дают, да и "телячьих нежностей" не проявляют. Но в подобных учреждениях и режим куда более здоровый в плане физической нагрузки, да и питание избавлено от вредно-калорийных деликатесов. И после окончания таких "элитных школ" их выпускники уходя обычно в военные и полицейские училища, одевая форму, которая заодно заставляет следить и за формой физической.

Но, кстати говоря, термин "воспитывался в семье военного" все равно является почти синонимом "воспитания в ежовых рукавицах". Потому что если в юном возрасте дети не получили достаточного количества нежности и ласки, то вряд-ли смогут дать ее сами уже и своим детям, когда они у них появятся.

Планировать воспитание

Так что, уважаемые родители, прежде чем планировать для своих чад строгое воспитание — подумайте, нужно ли оно для того жизненного пути, что вы наметили для ребенка? И, заодно, сможете ли вы уравновесить такое воспитание всеми необходимыми компонентами, существовавшими в былые времена или будете акцентировать внимание на одном "вырванном с мясом" компоненте, той же порке например? Потому что без учета всех этих моментов последствия такой горе-педагогики могут разочаровать и вас самих. Ребенок, позврослев, может не оценить ваших усилий якобы для его же "блага".

Носовский Юрий
комменты
В древности детей не воспитывали, а пестовали! В древности детей не воспитывали, а пестовали! Забытые методики
Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.
Упражнения при болях в спине и пояснице! Упражнения при болях в спине и пояснице! Профилактика
Упражнения могут не только уменьшить боль в пояснице, но могут также и помочь вам выздоравливать быстрее, предотвращать перенапряжение мышц вашей спины и уменьшать риск потери способности двигаться.