Интернет: сколько вешать в граммах?

Интернет: сколько вешать в граммах?. 9891.jpeg

Лет пятнадцать назад интернет был в диковинку. А сегодня определяет нашу жизнь и образ мышления. Но насколько заметно при этом изменился хомо сапиенс? И не повредили ли эти изменения здоровью? Об этом размышляет кандидат психологических наук, специалист по современным информационным технологиям и их влиянию на психику человека Николай Бланченко.

— В чем выражается интернет-зависимость?

— Про интернет-зависимость сегодня говорят значительно больше, чем само явление пока того заслуживает. В медицинских и психологических документах такого рода зависимость еще не зафиксирована. Тем временем уже появилась уйма поведенческих характеристик Интернет-зависимости. Люди проводят большую часть дня в Интернете, недосыпают, плохо или нерегулярно питаются, отменяют важные встречи, не в силах оторваться от Интернета, даже забывают сходить в душ или почистить зубы.

Самый яркий признак интернет-зависимости — когда человек испытывает чувство вины, изворачиваясь, обманывая, опаздывая, забывая, и испытывает эйфорию, возвращаясь в Интернет. То же испытывает посетитель казино, убегая от собственной жизни и усаживаясь за игорный стол.

— Каковы последствия интернет-зависимости?

— Вообще зависимостей не сказать, что очень много: табак, алкоголь, азартные игры. Все эти зависимости хорошо описаны, так же хорошо известна и деградации личности, наступающая от зависимости. И если не представляет труда сказать, до чего докатится через 25 лет начинающий алкоголик, то для описания интернет-зависимости слишком мало времени еще прошло. Пока нет ни одного человека, судьбу которого можно было бы проследить на большом жизненном отрезке. Вот почему трудно сейчас говорить о последствиях.

Зато можно сказать, что одни зависимости легко переходят в другие. Уверен, что ни один врач не расстроится, если какой-нибудь наркоман "слезет" с иглы и подсядет на Интернет. В общем, вопрос это крайне актуальный, но решить его сегодня современная медицина не готова.

— Эффективно ли образование в интернете?

— Это в большей степени зависит все-таки от самого человека, насколько он готов учиться. Интернет-образование в идеале должно бы преобразовывать обычное образование. Но для этого надо создавать другие учебники, мультимедийные хрестоматии, сеть ссылок от одного вида информации к другой. Большие тексты на экране читаются по диагонали, либо не читаются вообще, это пресловутый феномен клипового мышления или клипового сознания. Учебники для Интернета надо составлять по-другому, писать короткие емкие главки, с понятными заголовками, выводами.

Надо сказать, что развитие критического мышления во многом упирается в развитие умения защищать одну точку зрения и сразу после этого — противоположную точку зрения. Где, как не в Интернете это возможно? Часто жалуются на низкий уровень образования. Учите языки. Например, лучший технический университет мира Массачусетский технологический институт выкладывает онлайн-лекции. Занимайтесь дополнительно, и вы не проиграете.

— Как вы относитесь к онлайн-играм?

— К онлайн-играм надо или приходится относиться как к данности. Отменить их не удастся. Это все равно что вводить сухой закон и только усиливать тягу к этому занятию. К онлайн-играм педагоги, родители, врачи относятся негативно, но они не всегда правы, ведь многие онлайновые компьютерные игры способствуют развитию полезных навыков и умений: быстрое распознавание образов, мгновенное принятие решений, умение работать в команде, умение взять на себя лидерство. Появляется дополнительный способ оценить себя, а не у всякого ребенка есть возможность дать себе самооценку.

— Как электронные энциклопедии и поисковики изменили психологию современного человека?

— Энциклопедии и поисковики придают уверенность, что ты нигде не окажешься без информационной помощи. Энциклопедия вообще развивает любопытство, и вы, однажды утонув в энциклопедии, прослывете эрудитом. Поисковики далеки от идеала, но дают возможность добраться до информации. Для полной идиллии человеку пока что не хватает критического мышления, то есть готовности усомниться в написанном в электронной энциклопедии, сравнить эту информацию с другой информацией. Развитие критического мышления — это чрезвычайно ценное приобретение, которое было бы полезно приобрести всем, кто открывает браузер на экране.

— Я постоянно ставлю себе напоминания на телефон, практически не надеясь на собственную память. Нормально ли это?

— Это не то что нормально, а я бы даже сказал, прекрасно. У богатой знати всегда были секретари-референты, которые им напоминали, когда и что нужно сделать. А мы, люди попроще и победнее, тащим в своей психике и хозяина, и слугу. Вы сохраняете ресурсы своей памяти для концептуальных знаний для того, что связано с вашей деятельностью, для обдумывания того, что для вас важно. А "напоминалки" путь берут для себя гаджеты. Это самая магистральная линия развития памяти, к которой мы должны быть готовы.

— Правда ли, что психические болезни и отклонения стали распространяться гораздо быстрее с популяризацией интернета?

— Никаких данных такого рода нет. Психические болезни и отклонения отличны от компьютерных вирусов и червей, которые распространяются как раз по Интернету. Жизнь столь сложная и динамичная, что психические болезни и отклонения становятся не редкостью. Другое дело, что информация, в том числе об отклонениях, распространяется иногда слишком быстро. Например, есть закрытые группы общения людей, готовых расстаться с жизнью. И бывает, что желающие совершить суицид сговариваются по Интернету, чтобы вдвоем-втроем в одно и то же время в разных местах покончить собой. Насколько мне известно, в Израиле есть волонтерская служба, которая пытается отлавливать такие договоренности, пытается вмешаться, переубедить, уговорить, позвонить, узнать, где живет человек, который думает расстаться с жизнью, достучаться до него. Насколько я знаю, это волонтерская служба, за это не получают деньги, поскольку само по себе спасти 2-3 человека в год — это слишком большая награда, которая не оценивается деньгами.

Читайте также: Лечение в Израиле: профессионализм и высокие технологии

— Можно ли сказать, что из-за современных технологий человек деградирует?

— Наоборот, технологии способствуют развитию если не мозга напрямую, то точно — психических функций. С помощью современных информационных технологий мы достигаем большего за короткие сроки. Все больше видов деятельности, которые вообще нельзя выполнять без применения технологий. Я не думаю, что мы деградируем из-за того, что у нас есть кредитные карты или из-за того, что можно по телефону или Интернету контролировать, где сейчас находятся наши дети. Все это — сложные технологии, недоступные, скажем, старшему поколению.

— Сможет ли общение в Интернете полностью заменить живое общение?

— Все может быть. С другой стороны — зачем? В будущем наверняка интернет-общение станет активнее, чем сейчас. Но обратите внимание, как много сегодня издается пособий по совершенствованию так называемого живого общения. Как понимать другого человека, узнавать все оттенки эмоции по лицу, отличать ложь и правду. Думаю, что живой разговор никогда полностью не заменит интернет-общение. С другой стороны, живому общению мы по традиции отдаем первенство, хотя оно может быть довольно мало информативным. А социальные сети — это своего рода школа общения в новых условиях. В них важную роль играет не столько общение, сколько способ сделать самопрезентацию. Представить себя таким, каким ты хочешь быть. Это другой способ взаимодействовать с интересными людьми, заявить о себе. До живого общения с ними может дело не дойти.

Однако мир мобилен, и практика показывает, что партнеры по социальным сетям либо забывают друг о друге, либо рано или поздно договариваются о встречах. Есть браки, заключенные с помощью социальных сетей, как счастливые, так и несчастливые. Безусловно, интернет-общение обеспечивает скорость коммуникаций. Если при общении идет и видеозапись, то можно передавать и эмоциональную составляющую. Но если вы стремитесь понимать своего партнера без слов, тогда вам точно не в Интернет, а в жизнь. Отсутствие социальной перцепции в интернете — вот с чем, на мой взгляд, связано такое количество неудач в знакомствах и общении через Интернет. Так что надеюсь, что чья-то мечта о замене живого общения на виртуальное не сбудется никогда

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Гинеколог Аполихина рассказала, как избежать рецидива рака шейки матки Гинеколог Аполихина рассказала, как избежать рецидива рака шейки матки Здоровье
Профессор Инна Аполихина рассказала, какие действия необходимо предпринять, чтобы не произошло рецидива рака шейки матки. Данное хроническое заболевание встречается часто.
Доцент Ионова: молочкой можно заменить до 40 процентов суточного рациона Доцент Ионова: молочкой можно заменить до 40 процентов суточного рациона Здоровье
Специалист в сфере питания Инна Ионова проинформировала об опасности для организма, если исключить из ежедневного меню молочные продукты, особенно, если речь идет о детях.