Горе от ума: круглые отличники в группе риска

6279.jpegВсе без исключения родители радуются успехам своих чад. Но порой цена этих успехов слишком велика. Ученые обследовали и выяснили, что круглые отличники в четыре раза чаще попадают в психбольницы с диагнозом маниакально-депрессивный психоз, чем их менее успешные сверстники.

К такому выводу пришла группа ученых из Швеции и Великобритании под руководством Джеймса МакКейба из Королевского колледжа Лондона.

Душевнобольные отличники

Всего были проанализированы результаты экзаменов более чем 700 000 школьников в возрасте 15-16 лет. Полученные данные ученые сравнили со статистикой госпитализаций в исследуемой группе по поводу биполярного аффективного расстройства (ранее известного как маниакально-депрессивный психоз).

Читайте также: Финансовый, социальный, личный... Как пережить кризис?

И вот что было выяснено: учащиеся, во время учебы и сдачи экзаменов получавшие только отличные оценки, страдали биполярным расстройством почти в четыре раза чаще, чем ученики со средней успеваемостью. Причем пациенты с биполярным расстройством чаще других имели в школе отличные оценки по музыке и шведскому (в данном случае - родному) языку.

Из огня да в полымя

Маниакально-депрессивный психоз — заболевание, проявляющееся периодически возникающими депрессивными и маниакальными фазами, обычно разделенными светлыми промежутками. Для депрессивной фазы характерна триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность движений. Больной печален, угрюм, движется еле-еле, он испытывает чувство тоски, безысходности, безразличие к близким и ко всему, что раньше доставляло ему удовольствие.

Человек, находящийся в депрессивной фазе, сидит в одной позе или лежит в постели, на вопросы отвечает односложно, с задержкой. Будущее кажется ему бесперспективным, жизнь — не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок.

Он может говорить о своей никчемности, ненужности, несостоятельности. Чувство гнетущей тоски иногда проводит к суицидальным попыткам.

Обычно больные маниакально-депрессивным психозом понимают происходящие с ними изменения, критически их оценивают, но ничего не могут с собой поделать и от этого тяжело страдают.

В свою очередь, маниакальная фаза проявляется повышенным настроением, ускорением мыслительных процессов, психомоторным возбуждением. Все окружающее кажется прекрасным и радостным, человек смеется, поет, много разговаривает, жестикулирует. Для этой фазы характерна расторможенность инстинктов, которая может вылиться в беспорядочные половые связи. Длительность и частота депрессивных и маниакальных состояний различны: от нескольких дней и недель до нескольких месяцев. Депрессивные фазы обычно более длительны, чем мании. Характерна сезонность рецидивов, чаще в осеннее и весеннее время.

Чем опасно быть самым лучшим?

В работах других ученых было выявлено более специфичные, чем современные клинические критерии, признаки маниакально-депрессивного психоза. В частности, одним из признаков предрасположенности к этому расстройству может быть избыточная активность мозжечковой миндалины.

Психологи выделяют тип личности, называемый иногда "перфекционист", который стремится всегда только к лучшему результату везде и всегда. Такие дети в школе учатся только на "отлично", участвуют во всех школьных мероприятиях, учителя их хвалят и ставят всем в пример. К тому же эти замечательные учащиеся успевают после уроков посещать бассейн, музыкальную школу и курсы французского языка.

Благостная картинка может измениться в один прекрасный момент, когда ребенок внезапно становится явно болен. У него может, например, по утрам, когда надо идти в школу, начинаться рвота. Однако чаще до таких крайностей дело не доходит, стресс от увеличения нагрузки и повышения ответственности перерастает в невроз, в старших классах может развиться депрессия, которую чаще всего не замечают ни родители, ни сам подросток. В результате как следствие в нагрузку к отличной успеваемости и примерному поведению такой выпускник получает маниакально-депрессивное расстройство.

Все не так мрачно

6280.jpegТем не менее, не все так мрачно. Осенью 2009 году ученые из США выяснили, что, несмотря на обнаруженную связь между успеваемостью и последующим развитием биполярного расстройства, большинство людей, получавших в школе отличные оценки, не испытывают в дальнейшем проблем с психическим здоровьем.

Хотя специалисты советуют для снижения риска развития биполярного расстройства соблюдать определенные правила психогигиены. Мозг ребенка очень восприимчив и остаточно гибок в процессе усвоения новой информации. Однако рано развившееся чувство ответственности может сделать из маленького ученика педанта. Получается, что при наличии отличной успеваемости возможности мозга школьника истощаются.

В книге американского автора Джона Гато "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя" высказана мысль, что современная школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач, а в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Получается, что после окончания обучения подросток выходит из-под гнета, давившего на его психику все школьные годы, и становится самим собой. Так что родителям отличников не следует волноваться и в обязательном порядке ожидать психологических проблем у родного чада. "Пятерки" и счастливое детство — не антиподы.

Кстати

Установлено, что регулярные физические упражнения позволяют предотвращать приступы гнева и агрессии у детей. Физкультура является эффективным методом не только борьбы с ожирением, но и с агрессивным поведением у детей и подростков. Общеизвестно, что физическая активность позволяет и взрослым управлять гневом.

Неожиданные вспышки гнева и враждебности связаны с ранней детской преступностью и сердечно-сосудистой и метаболической дисфункцией у взрослых, повышающей риск инфаркта, инсульта и диабета. Врачи говорят, что физическая активность борется и с хроническими болезнями, и обладает положительным воздействием на психику ребенка. Кроме того, медики выяснили, что упражнения совершенствуют познавательные способности у детей.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Дерматолог Андрян предупредила об опасности обгорания кожи на солнце Дерматолог Андрян предупредила об опасности обгорания кожи на солнце Здоровье
Врач Кнара Андрян проинформировала, какие негативные последствия для организма может принести обгорание кожи на солнце, помимо ожогов и риска развития меланомы.
Диетолог Соломатина: дефицит калорий может привести к анорексии Диетолог Соломатина: дефицит калорий может привести к анорексии Здоровье
Доктор Елена Соломатина призвала людей, желающих похудеть, в первую очередь обратить внимание на свое ментальное состояние.