Синтетика со вкусом еды. Уловки производителей

Вспомните картинки на упаковках чипсов, сухариков и других аналогичных продуктов: под надписью "со вкусом сыра" традиционно красуется аппетитный кусочек чеддера, "аромат икры" иллюстрирует богатая россыпь красной икры... Но суть в том, что этих деликатесов в самих продуктах нет и в помине. Чем же потчуют доверчивых покупателей лукавые производители?

Заставить нас, доверчивых потребителей, купить именно этот товар, а не тот, довольно просто. Способов это сделать действительно море, причем включаются они на самых разных этапах продажи.

Ну а мы - легко "клюем" на рекламные пометки на упаковке вроде "Вдвое больше витаминов!" или "Натуральный источник белка!". И не задумываемся над тем, что натуральных источников белка в природе еще десятки и десятки, а "вдвое больше" по сравнению с чем?

Производители сдабривают продукты ароматизаторами и "улучшителями вкуса" чтобы булочки были порумянее, а мясной фарш хотя бы внешне напоминал мясо. Продавцы подкладывают плохо продаваемые или самые дорогие товары на кассу. Приводить примеры подобных нехитрых уловок можно до бесконечности.

Читайте по теме: Чай в бутылках: минимум пользы, максимум сахара

Это и растительное масло с пометкой "без холестерина", в котором по природе его быть не может. Шампуни и кремы "с витаминным комплексом" - хотя последние через кожу и уж тем более через волосы не всасываются.

И "источник клетчатки", которым провозглашается та или иная марка хлеба, тогда как любой черный хлеб является также таковым; и, наконец, ставшие популярными по известной причине "постные продукты".

Например, "постный батон", гордо носящий соответствующую пометку на цветастой упаковке; а рядом - его собратья-конкуренты с идентичной рецептурой, в которую не входят животные продукты, скромно молчат о своей постности.

4226.jpegВсе подобные трюки, впрочем, легко раскусить, если перед тем, как отправить очередной витаминный хлеб к себе в корзину, немного задуматься. Но разве есть на это время вечером, после работы, когда надо скорей пробраться к кассе и бежать готовить ужин домой? Этим и пользуются находчивые пищевики.

Впрочем, урезонить их фантазию все-таки можно. Этим занялся комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству, который разработал новый технический регламент на пищевую продукцию - а именно, на ее маркировку. Документ обязывает производителей отказаться от пометок типа "«источник того-то", "низкокалорийный", "улучшает пищеварение" и т.п. А кроме того - запретит рисовать на упаковке то, чего в ней на самом деле нет. Например, крабового мяса в составе крабовых палочек вы никогда не найдете. Их делают из рыбного филе - и честно пишут об этом, хотя и мелкими буквами. Возникает закономерный вопрос: почему бы не сменить сразу название?

Другой пример - изображения на чипсах, сухариках и других снеках. Никаких красующихся на упаковке деликатесов - красной икры, сыра, шашлыка с дымком - в самих продуктах нет и в помине. А их добывают не из натурального сырья, а путем добавления различных Е, типа глютамата натрия, и "ароматизаторов, идентичных натуральным".

Читайте по теме: Когда этикетки врут

Надзор за производством продуктов питания - дело, безусловно, благое. Особенно на фоне того, что с некоторых пор в России отменена их обязательная сертификация. Но сложность различных законодательных ограничений состоит в том, что, чтобы закон работал, он должен досконально охватывать все возможные случаи его нарушения, то есть четко и понятными словами описать абсолютно все, что нельзя.

А это не так просто, как кажется. Если дать всеобъемлющее, но пространное описание запретов и разрешений, найдутся хитрецы, которые тут же поймут, как его обойти. А если рубить с плеча и запретить вообще все, недалеко будет и до абсурда. В этом случае чуть ли не каждому второму производителю в нашей стране придется провести масштабный рестайлинг - изменение внешнего вида бренда.

4225.jpegВспомните, хотя бы, как выглядит типичный пакет молока: тут вам либо голова коровы, либо какой-нибудь молочник, либо улыбающаяся бабушка, буквально воплощение детских воспоминаний о деревенской жизни и вкусностях. Понятное дело, молоко в таком пакете отнюдь не парное, но и в пропаганде каннибализма бедных фабрикантов вряд ли можно обвинить. В самом деле, что же рисовать на молочной упаковке - сплошную белую массу?

Ну а детское питание? Прощайте пухлые младенцы и плюшевые медвежата. Теперь на баночках пюре будут красоваться морковка и брокколи, а на готовых смесях - изображения перловки или другой крупы. С одной стороны, конечно, хорошо - лишние декоративные элементы не будут отвлекать от сути; но ведь полки магазинов превратятся в сплошную серо-коричневую массу. Неаппетитно, да и привыкшего к разноцветным упаковкам покупателя дезориентирует.

Плюс, владельцы магазинов получат новое преимущество в деле вытягивания денег с поставщиков. Если раньше у какой-нибудь бэби-смеси был шанс привлечь внимание родителей хотя бы красивой картинкой, теперь выигрывать будут те, чьи коробки поставят ближе к проходу или к кассе. А за такое выгодное место надо платить...

Так что не стоит зариться на продукты, обклеенные диетическими, суперполезными, питательными, обогащенными и прочими маркировками. Если производитель вынес их на видное место этикетки, то явно не из заботы о вашем здоровье и благосостоянии. Читайте лучше то, что спрятано сзади, мелким буквами. Из номинального состава вам сразу станет ясно, чего тут больше - "натурального белка" или крабового мяса...

Локацкая Лилиана

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Беглов признал большую нагрузку на стационары Петербурга из-за роста заболеваемости COVID-19 Беглов признал большую нагрузку на стационары Петербурга из-за роста заболеваемости COVID-19 Здоровье
Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что на фоне сложной эпидемиологической обстановки все стационары Санкт-Петербурга, принимающие пациентов с COVID-19, "работают под большой нагрузкой".
Почти 2,7 тысячи петербуржцев заболели коронавирусом за сутки Почти 2,7 тысячи петербуржцев заболели коронавирусом за сутки Здоровье
В Петербурге на 25 октября зафиксировали 2693 новых случаев коронавируса: на 604 меньше, чем сутки ранее, сообщается в справке Комздрава Смольного.