Синтетика со вкусом еды. Уловки производителей
Вспомните картинки на упаковках чипсов, сухариков и других аналогичных продуктов: под надписью "со вкусом сыра" традиционно красуется аппетитный кусочек чеддера, "аромат икры" иллюстрирует богатая россыпь красной икры... Но суть в том, что этих деликатесов в самих продуктах нет и в помине. Чем же потчуют доверчивых покупателей лукавые производители?
Заставить нас, доверчивых потребителей, купить именно этот товар, а не тот, довольно просто. Способов это сделать действительно море, причем включаются они на самых разных этапах продажи.
Ну а мы - легко "клюем" на рекламные пометки на упаковке вроде "Вдвое больше витаминов!" или "Натуральный источник белка!". И не задумываемся над тем, что натуральных источников белка в природе еще десятки и десятки, а "вдвое больше" по сравнению с чем?
Производители сдабривают продукты ароматизаторами и "улучшителями вкуса" чтобы булочки были порумянее, а мясной фарш хотя бы внешне напоминал мясо. Продавцы подкладывают плохо продаваемые или самые дорогие товары на кассу. Приводить примеры подобных нехитрых уловок можно до бесконечности.
Читайте по теме: Чай в бутылках: минимум пользы, максимум сахара
Это и растительное масло с пометкой "без холестерина", в котором по природе его быть не может. Шампуни и кремы "с витаминным комплексом" - хотя последние через кожу и уж тем более через волосы не всасываются.
И "источник клетчатки", которым провозглашается та или иная марка хлеба, тогда как любой черный хлеб является также таковым; и, наконец, ставшие популярными по известной причине "постные продукты".
Например, "постный батон", гордо носящий соответствующую пометку на цветастой упаковке; а рядом - его собратья-конкуренты с идентичной рецептурой, в которую не входят животные продукты, скромно молчат о своей постности.
Все подобные трюки, впрочем, легко раскусить, если перед тем, как отправить очередной витаминный хлеб к себе в корзину, немного задуматься. Но разве есть на это время вечером, после работы, когда надо скорей пробраться к кассе и бежать готовить ужин домой? Этим и пользуются находчивые пищевики.
Впрочем, урезонить их фантазию все-таки можно. Этим занялся комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству, который разработал новый технический регламент на пищевую продукцию - а именно, на ее маркировку. Документ обязывает производителей отказаться от пометок типа "«источник того-то", "низкокалорийный", "улучшает пищеварение" и т.п. А кроме того - запретит рисовать на упаковке то, чего в ней на самом деле нет. Например, крабового мяса в составе крабовых палочек вы никогда не найдете. Их делают из рыбного филе - и честно пишут об этом, хотя и мелкими буквами. Возникает закономерный вопрос: почему бы не сменить сразу название?
Другой пример - изображения на чипсах, сухариках и других снеках. Никаких красующихся на упаковке деликатесов - красной икры, сыра, шашлыка с дымком - в самих продуктах нет и в помине. А их добывают не из натурального сырья, а путем добавления различных Е, типа глютамата натрия, и "ароматизаторов, идентичных натуральным".
Читайте по теме: Когда этикетки врут
Надзор за производством продуктов питания - дело, безусловно, благое. Особенно на фоне того, что с некоторых пор в России отменена их обязательная сертификация. Но сложность различных законодательных ограничений состоит в том, что, чтобы закон работал, он должен досконально охватывать все возможные случаи его нарушения, то есть четко и понятными словами описать абсолютно все, что нельзя.
А это не так просто, как кажется. Если дать всеобъемлющее, но пространное описание запретов и разрешений, найдутся хитрецы, которые тут же поймут, как его обойти. А если рубить с плеча и запретить вообще все, недалеко будет и до абсурда. В этом случае чуть ли не каждому второму производителю в нашей стране придется провести масштабный рестайлинг - изменение внешнего вида бренда.
Вспомните, хотя бы, как выглядит типичный пакет молока: тут вам либо голова коровы, либо какой-нибудь молочник, либо улыбающаяся бабушка, буквально воплощение детских воспоминаний о деревенской жизни и вкусностях. Понятное дело, молоко в таком пакете отнюдь не парное, но и в пропаганде каннибализма бедных фабрикантов вряд ли можно обвинить. В самом деле, что же рисовать на молочной упаковке - сплошную белую массу?
Ну а детское питание? Прощайте пухлые младенцы и плюшевые медвежата. Теперь на баночках пюре будут красоваться морковка и брокколи, а на готовых смесях - изображения перловки или другой крупы. С одной стороны, конечно, хорошо - лишние декоративные элементы не будут отвлекать от сути; но ведь полки магазинов превратятся в сплошную серо-коричневую массу. Неаппетитно, да и привыкшего к разноцветным упаковкам покупателя дезориентирует.
Плюс, владельцы магазинов получат новое преимущество в деле вытягивания денег с поставщиков. Если раньше у какой-нибудь бэби-смеси был шанс привлечь внимание родителей хотя бы красивой картинкой, теперь выигрывать будут те, чьи коробки поставят ближе к проходу или к кассе. А за такое выгодное место надо платить...
Так что не стоит зариться на продукты, обклеенные диетическими, суперполезными, питательными, обогащенными и прочими маркировками. Если производитель вынес их на видное место этикетки, то явно не из заботы о вашем здоровье и благосостоянии. Читайте лучше то, что спрятано сзади, мелким буквами. Из номинального состава вам сразу станет ясно, чего тут больше - "натурального белка" или крабового мяса...
Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!
Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.
- Укрепите свой иммунитет: Врач-диетолог Марина Макиша
- Хурма: Польза или вред
- Лечит семь недугов: Светлана Павличенко
- Проживете на 10 лет дольше: Диетолог Анжелика Дюваль
- Эта вода опасна для здоровья: Римма Мойсенко
- Преимущество авокадо для здоровья мужчин: Наталья Базылевич
- Андрей Тяжельников: Профилактика гриппа с луком и чесноком
- "Мусорный сон" можно превратить в настоящий