Жалуйтесь "на здоровье", пожалуйста!

Часто информация, полученная контролирующими организациями от населения, является первичной, единственной и чрезвычайно важной для привлечения виновного к ответственности и соблюдению законов. Однако бывает и по-другому: жалобы носят чисто субъективный характер и даже искажают фактическое положение дел. Как тут разобраться — кто прав, кто виноват?

Это не только запутывает контролирующие организации, но и напрягает их на лишние организационные и материальные затраты. О своем опыте работы с жалобами населения и о наиболее частых проблемах, возникающих в процессе этой работы, рассказывает В. Н. Осипова, к. м. н., советник государственной гражданской службы 1-го класса.

Какие жалобы получает Роспотребнадзор

По мере социально-экономического развития ожидания общественности растут. В их числе уверенность в том, что люди должны жить в условиях, которые не только не причиняют вред их здоровью, но и приятны, комфортны. Очевидно, что присутствие посторонних запахов, наличие шума, свалки, грязи, испорченных продуктов и товаров и многое другое оказывает негативное влияние на население, вызывая раздражение. Люди начинают активнее критиковать не только те объекты, с которыми связывают дискомфортные условия, но и местные властные структуры, контролирующие надзорные органы.

Напомним, что В России действует Федеральный закон — ФЗ №59 от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым руководствуются и органы Роспотребнадзора при поступлении в них жалоб, обращений, заявлений населения. Законом устанавливается не только право граждан на обращение (ст. 2 ФЗ-59), но и ответственность за ложную искаженную информацию (п. 2 ст. 16 ФЗ-59). Для правильности изложения информации, направляемой населением в контролирующие и властные структуры, законом приняты следующие основные термины:

Обращение — это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в эти органы;

Читайте также: Тонкая женская талия спасает мужчин

предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушениях законов и иных нормативно правовых актов, недостатка в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При обращении граждан в контролирующие организации необходимо не только руководствоваться выше указанной терминологией, но и иметь осведомленность о нормативно правовых и законодательных документах, которые входят в сферу надзора конкретной контролирующей организации, то есть направлять жалобу по принадлежности деятельности. Практика работы с жалобами свидетельствует о том, что зачастую население не знает куда жаловаться и направляет информацию во все инстанции одновременно.

Жалобы не по адресу

О сфере осуществления надзорных функций Роспотребнадзора население либо вообще не информировано, либо приписывает ему не свойственные полномочия. Например, в адрес Роспотребнадзора поступают жалобы на нарушение эксплуатации канализации, что является сферой надзора жилищной инспекции и регулируется Жилищным кодексом. Очень часто в Роспотребнадзор поступают жалобы, связанные со строительством (отводом земельного участка под строительство), либо с размещением и реконструкцией объектов, в то время как Градостроительным кодексом в 2007 году исключено участие Роспотребнадзора в согласовании предпроектной и проектной документации и передано в Стройнадзор. При получении таких жалоб Роспотребнадзор, конечно, направляет их по принадлежности рассмотрения.

Однако при этом теряется время, и актуальность проблемы может быть снята, а виновный в нарушении останется безнаказанным. Проверки Роспотребнадзором проводятся по обращениям граждан о нарушении прав потребителей, требованию прокурора, поручению Президента РФ или правительства РФ. Основанием для проверки также может послужить поступление информации (в том числе из СМИ) о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций (об их угрозе). Требование об ограничении проверок надзорными органами регламентировано Федеральным законом ФЗ №294 от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Гаража тут не может быть в принципе

Специалисты Роспотребнадзора стараются по каждому заявлению граждан в рамках своих полномочий и в соответствии с действующими нормативно законодательными актами провести административное расследование, которое предусмотрено ст. 28.7 Кодекса административных правонарушений (КОАП РФ), либо по согласованию с прокуратурой провести внеплановую проверку с привлечением лабораторно-инструментальных исследований, которые осуществляются Федеральной бюджетной организацией здравоохранения Центром гигиены и эпидемиологии (ФБУЗ "ЦГиЭ"), так как органы Роспотребнадзора своей лабораторной базы не имеют.

Лабораторные исследования по показаниям проводятся бригадами специалистов и в выходные, праздничные дни в утренние и ночные часы, что связано с большими организационными и материальными тратами. По возможности, если граждане правильно указывают свой адрес и телефон, то обследования проводятся в их присутствии. Досадным является, когда вместо гаража, который шумит, пылит и травит, по заявлению жалобщицы по указанному ею адресу находится склад компьютерной техники и в принципе не может быть гаража. Однако заявление составлено по слухам и выдано за существующий факт, но время на его установление потрачено.

Много нареканий у населения вызывает работа объектов малого бизнеса таких, как автомойки и автосервисы, которые располагаются в жилых кварталах и должны по характеру своего обслуживания быть приближены к населению. Согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 такие объекты не имеют права находиться на внутри дворовых территориях и ухудшать условия проживания. Однако в пределах квартала при соблюдении санитарно-гигиенических нормативов такие объекты могут эксплуатироваться и оказывать услуги населению, не составляя угрозу жизни и здоровью граждан. Тем не менее, в заявлениях отдельных граждан высказываются требования о закрытии таких объектов, и просматривается конкурентная составляющая, особенно, когда эти заявления носят настойчивый повторный характер.

Критики сколько угодно

Известный факт, что экологическая обстановка в урбанизированных городах оставляет желать лучшего. За динамикой изменения факторов окружающей среды следят различные службы: Росприроднадзор, Роскомгидромет, а также и Роспотребнадзор, который кроме осуществления контрольно надзорных мероприятий ведет постоянный мониторинг окружающей среды и здоровья населения. Информация об экологической обстановке в городе постоянно дается на телевидении, по радио, публикуется в СМИ и на сайтах этих служб. Однако периодически по одним и тем же адресам с известной экологической ситуацией от одних и тех же граждан поступают жалобы, не смотря на то, что им уже давались исчерпывающие ответы и по ситуации, и по источникам, и по мероприятиям, проводимым для улучшения экологической ситуации.

Таким гражданам предлагалось поучаствовать в разработке экологических программ или дать свои предложения в ежегодные планы социально-экономического развития региона. Предложений не поступало, однако критики, носящей обвинительный характер в адрес надзорных органов сколько угодно. На данный случай заявителю следует знать, что в соответствии со ст. 11 ФЗ №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ": "В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органы или местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу".

Бывает и так, что заявитель выступает от имени общественной организации и указывает адрес, например, в Калужской области, вероятно, по месту регистрации организации. Мы, конечно, уважаем своих информаторов и направляем им ответ в любой регион России, но хотелось, чтобы граждане указывали свой непосредственный адрес для нашего контакта с ними и ведения диалога. Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 11 ФЗ №59 " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации": "В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, либо не указывается точный почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ заявителю и отсутствует фамилия, имя заявителя, то организация, в которую направляется данное обращение, может оставить это обращение без ответа".

В заключение хочется выразить благодарность населению за любую достоверную и подробную информацию о нарушениях Федеральных законов " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О защите прав потребителей", за оказание помощи в выявлении нарушителей этих законов. Одним словом жалуйтесь "на здоровье", но в рамках существующих нормативно правовых актов, так как в соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": "если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда".

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Пшеничко Лариса
В качестве врача-эндокринолога занимается лечением и диагностикой гормональных нарушений; заболеваний щитовидной железы; патологии надпочечников; сахарного диабета 1-го и 2-го типа; нейропатий при сахарном диабете; опухолей гипофиза; дисфункции яичников
Тимофеева Галина
Владеет современными знаниями, опытом работы в клинической эндокринологии
Игнатова Ольга
Занимается ведением пациентов с дистальной полинейропатией, синдромом диабетической стопы, лечением ожирения, остеопороза, эндокринных причин бесплодия у женщин и мужчин

Диетолог Игнатикова призвала отказаться от желтого сыра пациентам с больными почками Диетолог Игнатикова призвала отказаться от желтого сыра пациентам с больными почками Здоровье
Несмотря на то, что сыр является источником множества полезных микроэлементов, некоторым людям все же стоит ограничить его в потреблении.
Stavropol.Media: сделать талию стройной помогут спорт, хороший сон и водный баланс Stavropol.Media: сделать талию стройной помогут спорт, хороший сон и водный баланс Здоровье
Специалисты перечислили три главных правила сохранения стройности, если не учитывать регулярные тренировки в зале и здоровое питание.