Чума: Паниковать не нужно

чума
чума

Несомненно, главной медицинской новостью последних дней является сообщение о случае бубонной чумы на Алтае. Чисто статистически — событие действительно из ряда вон выходящее.

Ведь на территории России случаи этой болезни не регистрировались в течение целых 53 лет. "Переломным" стал позапрошлый год — когда особо опасную инфекцию подхватил охотник из Кош-Агачского района Республики Алтай, кстати, того самого, где живет недавно заболевший мальчик. Еще один случай наблюдался и в прошлом году — и тоже на Алтае.

Ряд не самых добросовестных СМИ уже запестрели заголовками образца "В Россию пришла "черная смерть" или "Россия возвращается в Средневековье". Пожалуй, стоит успокоить всех наших читателей: этот самый "возврат в Средневековье", с эпидемиями образца 1347-1349 годов, унесшими треть населения Европы (да и на Руси ставшими причиной немалых жертв), ныне невозможен в принципе. Ну, разве если очень уж постараться — со стороны больных, конечно.

Потому что спустя уже пару лет после открытия в 1894 году Иерсеном чумной палочки (названной его именем) наш соотечественник одессит Владимир Хавкин в Индии создал первую вакцину против этой болезни. Прививки снижали заболеваемость в семь раз, смертность — в десять как минимум при наиболее частой бубонной форме чумы, которая без профилактики и лечения характеризуется летальностью около 40 процентов.

То есть, "постпрививочные" четыре процента чумной смертности — это сравнимо с опасностью самого обычного воспаления легких, которое по недомыслию или глупому героизму "переносится на ногах". И намного меньше таковой, скажем, при нелеченном лептоспирозе, разносимом крысами близ зараженных водоемов. Там тоже, если в течение нескольких дней не начать специфическую терапию, отказывают почки и больного не всегда спасает и реанимация.

Кстати говоря, без всяких микробов, если "допиться" на веселой вечеринке до "панкреонекроза" (крайне опасного процесса разрушения поджелудочной железы с ее "самоперевариванием"), вероятность умереть даже в реанимации доходит до 60 процентов.

А ведь с конца XIX века медицина сделала громадные шаги по лечению чумы. В 30-х годах прошлого века появилась "живая" (то есть из не убитых, а живых, но ослабленных микробов) вакцина, достаточно эффективная и при легочной форме. А изобретение сульфаниламидов и особенно антибиотиков сделало спасение больных не сложнее, чем при большинстве других заболеваний, даже не считающихся инфекционными, — той же пневмонии, например.

Более того, пневмо-, стафило- и стрептококки, циркулирующие в человеческой популяции, стремительно вырабатывают устойчивость ко все новым и новым антибиотикам. А "иерсиния пестис", появляясь "в прицеле" "человеческой медицины" раз в несколько лет, обычно паразитируя на грызунах, с антибиотиками "детально познакомиться" просто не успевает. А потому против чумы доселе эффективно даже такое "старье", как стрептомицин, изобретенный еще в далеком 1947 году, — своего рода "рекорд долгожительства" среди антибиотических препаратов.

Может возникнуть вопрос: так почему же человечество до сих пор не ликвидировало чуму, как, скажем, это получилось еще в 80-е годы с оспой? Не для того же, чтобы получать "острые ощущения", следя за время от времени появляющимися в прессе сообщениями о новых случаях заболевания?

Если коротко, то подобные меры просто бессмысленны. В первую очередь, потому, что чума, привычно подаваемая с легкой руки СМИ в качестве дежурно-универсальной "страшилки", за пять последних лет убила на земном шаре аж 583 человека. Это притом что, скажем, от туберкулеза в мире ежегодно умирает полтора миллиона людей. "Вбухивать" для профилактики десятки (если не сотни) миллионов долларов в тотальную вакцинацию ради спасения жизни пяти сотен больных, которые в большей части случаев и умерли то исключительно по собственной вине, обратившись в больницу на стадии инфекционно-токсического шока, через несколько дней, а то и недель после начала болезни?

К тому же, вакцинировать от чумы необходимо ежегодно, в случае эпидемической опасности — раз в полгода. Между тем, прививки эти переносятся похуже, чем, скажем, противостолбнячные или антиполиомиелитные. Так, у 30 процентов людей повышается до 38 градусов температура, у пяти процентов — даже выше. Это не смертельно, конечно, и само проходит через несколько дней, но не очень приятно. Особенно если подвергаться такой процедуре ежегодно.

Конечно, в том же Кош-Агачском районе вакцинация уже начата. Но значительно расширять ее регион, думается, никто не будет. Куда проще и эффективнее другие противоэпидемические меры. Ведь, по сути, для "подавления чумы в зародыше" достаточно всего два момента. Первый — ежедневное (лучше два-три раза в день) измерение температуры. Второй — наличие в домашней аптечке того же стрептомицина, с инструкцией начать его немедленный прием после начала лихорадки.

Естественно, после этого никак не помешает осмотр врача, возможно, госпитализация. Хотя, скажем, во время последней вспышки чумы во Вьетнаме подавляющее большинство больных лечили амбулаторно. Ведь легкие формы болезни в стационарном лечении критически не нуждаются, а при своевременном начале антибиотикотерапии они обычно только легкими и бывают. Даже термин такой есть: "абортивное течение", когда обычно опасная болезнь заканчивается выздоровлением очень быстро.

Другое дело, что ожидать от "наших людей" регулярного измерения температуры — это чистая маниловщина. Это ж надо минут пять-десять градусник под мышкой держать! А большинство ленятся минуту потратить на измерение артериального давления даже автоматическим электронным тонометром, нередко узнавая, что у них "гипертонический криз" (хорошо еще, если не инсульт) лишь после приезда "скорой".

Вот из-за такого "генетического пофигизма" в духе: "Пока жареный петух не клюнет, мужик не перекрестится", — чума доселе и остается в перечне "особо опасных инфекций". Потому что если заболевший человек не обратит внимание на первые симптомы болезни, ту же лихорадку, — он и сам доведет себя до "терминальной стадии", когда и инфекционная реанимация может уже не помочь, и десятки людей вокруг себя заразит. Из-за этого в очаге чумы и проводятся спецмероприятия, вроде ежедневных подворных обходов медиками с измерением температуры тела местных жителей. И правда. они ж как маленькие детки, сами добросовестно сделать это не могут, даже если ценой лени или беспечности может стать жизнь.

Так что бояться надо не чумы, а собственной бестолковости, в случае риска эпидемии превращающейся в "преступную небрежность", убийственной и самоубийственной, в прямом смысле слова. Но при наличии элементарной самодисциплины справиться с когда-то наводящей ужас на целые континенты "черной смертью" полегче, чем даже со многими болезнями, традиционно считающимися "обычными и безопасными".

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Бучина Екатерина
Ведущий специалист
Горбунова София
Специализируется на диагностике и лечении всех видов заболеваний сердечно-сосудистой патологии у детей, владеет методами функциональной диагностики для исследования сердечно-сосудистой системы
Бутина Екатерина
Ведущий специалист

Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Здоровье
Индийский диетолог Ручика Батра проинформировал, как можно за непродолжительный срок избавиться от лишних килограммов здоровым способом без вреда для организма.
Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Здоровье
Доктор Евгения Мельникова дала несколько рекомендаций касательно питания при язве и хроническом гастрите. Многие уже знают, что ежедневно нужно потреблять минимум 400 грамм овощей и фруктов.