Рекламе БАД в России – жить или не жить?
Рекламе БАД в России – жить или не жить?. 8078.jpeg

29 мая этого года депутаты поддержали идею о полном запрете рекламы биологически активных добавок (БАД) в СМИ. Однако эксперты фармрынка полагают, что нужно бороться не с рекламой БАДов, а разрабатывать закон, регулирующий производство и реализацию этой продукции. Так что же будет с БАДами и с нами — их потребителями?

Это необходимая вещь!

Депутат Антон Беляков повторно внес в Госдуму доработанные поправки в закон "О рекламе", которые запрещают рекламу БАДов на телевидении, радио и в печатных СМИ. По словам парламентария, законопроект предлагает рекламировать БАДы только в медицинских и фармацевтических изданиях и на специализированных выставках и конференциях. При этом на рекламу в специализированных изданиях также предлагается налагать ограничения. Первую редакцию законопроекта Беляков вносил в Госдуму еще в 2009 году. Однако тогда документ был возвращен для доработки.

Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников поддержал инициативу о запрете рекламы БАДов в СМИ:. "Я поддерживают такую инициативу, безусловно, это необходимая вещь". Калашников также считает, что необходимо запретить не только рекламу БАДов, но и лекарств в целом. Он отметил, что подготовил соответствующий законопроект. "Основной законопроект, который готовил я, сейчас обговаривается с Минздравом, и после этого мы его внесем в Госдуму на рассмотрение", — сказал депутат. Он полагает, что, несмотря на колоссальное противодействие со стороны фармкомпаний и СМИ, которые могут потерять прибыль из-за запрета рекламы лекарств, шансы на успех у данного законопроекта очень высоки.

Читайте также: Опасный сезон, или Куда летит тополиный пух?

БАДы отнюдь не безвредны

Директор Государственного научно-исследовательского центра по профилактической медицине Сергей Бойцов считает, что бесконтрольный прием БАДов может привести к обострению серьезных хронических заболеваний у человека и поэтому принимать их бесконтрольно нельзя.

"Я думаю, что это достаточно обоснованное предложение, потому что БАДы нельзя считать абсолютно безвредными, безопасными. С моей точки зрения, их продажи все равно должны контролироваться со стороны медицинского сообщества", — сказал он.

Бойцов пояснил, что прием некоторых БАДов без назначения врача может привести к состоянию, угрожающему жизни пациентов с сахарным диабетом, может спровоцировать нарушение сердечного ритма у пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Также небезопасно употреблять БАДы, содержащие психостимуляторы или добавки, угнетающие нервную систему, добавил Бойцов.

На горе и доверчивости россиян мошенники зарабатывают миллионы

Но есть и другие причины, почему депутаты снова вернулись к вопросу о БАД… "В настоящее время на территории страны находится в обращении более 6 тыс. наименований БАД, — сообщил депутат Беляков. При этом, по его мнению, качество продаваемых добавок не выдерживает никакой критики. Если лекарства, прежде чем попасть в аптеки, проходят многоуровневые испытания, то для выпуска БАД подобных процедур не требуется, что является крайне выгодным для производителя.

Но главная опасность БАД, по его мнению, заключается в том, что продавцы позиционируют БАД как лекарства. "В погоне за прибылью они не гнушаются рекламировать БАД как чудо-препараты, способные вылечить неизлечимые заболевания… Как правило, жертвами подобной агрессивной рекламы становятся пенсионеры и люди, отчаявшиеся вылечить болезнь. Мошенники зарабатывают деньги на горе и доверчивости граждан", — считает депутат.

А. Беляков уверен, что распространять лжетаблетки мошенникам позволяет агрессивная реклама, особенно активно БАД рекламируются по радио и в печатных СМИ. Запрет же рекламы БАД в неспециализированных СМИ, считает разработчик законодательной инициативы, позволит перекрыть мошенникам доступ к потребителям. "Я убежден, что БАД должны назначаться только врачами, поэтому и реклама должна быть рассчитана только на профессионалов", — заключил депутат.

"Заманивая покупателей красочными обещаниями, сулящими исцеление от всех болезней, продавцы БАД действуют по одной схеме. Прочитав о чудо-таблетке в газете, покупатель звонит по указанному номеру, где мошенники, представляющиеся врачами, с помощью психологических методов воздействия убеждают приобрести БАД, рекламируя лечебные свойства и уникальный состав", — отметил парламентарий.

При этом цена добавок колеблется от 6 тысяч до 100 тысяч рублей! Почувствовав, что цена высока для покупателя, аферисты на ходу придумывают различные скидки, ведь реальная цена таких пилюль — максимум 100 рублей. Обманутые люди применяют БАД вместо лекарств, отказываясь от основного лечения, из-за чего известно немало случаев смертей или тяжелых последствий", — сказал депутат.

Не будет рекламы — не будет и рынка

Прознакомимся теперь с иной точкой зрения.

Эксперты считают, что запрет рекламы заставит легальный рынок уйти в тень. "Дело в том, что рынок БАДов, в отличие от рынка лекарств, на сто процентов зависит от рекламы, — говорит Давид Мелик-Гусейнов, директор маркетингового агентства Cegedim Strategic Data, специализирующегося на исследованиях фармацевтического рынка, — Врачи БАДы выписывать не могут, провизоры в аптеках их продвигать не будут. Потребитель о биологически активных добавках узнает главным образом из рекламы. Так что не будет рекламы — не будет и рынка".

Чувствительность рынка БАДов к рекламе уже доказана. Напомним, что с 1 июля 2006 года вступила в силу редакция Закона "О рекламе", где были установлены требования к рекламе биодобавок. В частности, реклама БАДов не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, создавать впечатление о том, что БАДы являются лекарственными средствами, содержать выражение благодарности за биодобавки; запрещено ссылаться на исследования, имевшие положительный эффект. Даже эти относительно мягкие меры привели к печальным для рынка последствиям.

"В середине 2006 года, когда произошло ужесточение законодательства о рекламе БАДов, это привело к смене тренда развития рынка БАДов в России, — вспоминает Юлия Нечаева, директор отдела розничного аудита DSM Group. — Уже тогда мы наблюдали снижение темпов роста рынка БАДов по сравнению с 2005 годом и доля биодобавок в аптечном обороте стала падать. Если в 2005 году она составляла 5%, в 2006 году — 4,7%, то в 2007 году — 4,5%. В 2008 году на фоне роста всего аптечного рынка сегмент БАДов также получил новое вливание (прирост к 2007 году составил 33%), доля биологически активных добавок в обороте аптек в 2008 году в среднем составляла 4,8%. Но кризис крайне негативно сказался на рынке БАДов, и до настоящего времени он так и не восстановился до уровня 2007-08 гг.

По мнению Юлии Нечаевой, при запрете рекламы БАДов сейчас, в 2012 году последствия будут гораздо более печальными, чем 6 лет назад, вплоть до уменьшения емкости этого рынка. "Потребитель не будет узнавать о новинках на рынке БАДов, у него не будет поддерживаться постоянный интерес к уже существующим препаратам. Все это негативно будет отражаться на продажах БАДов", — говорит она.

Основной удар придется по аптекам

Давид Мелик-Гусейнов оценивает российский рынок БАДов в 2 млрд долларов, из которых половина приходится на аптечную розницу, а другая половина — на сетевой маркетинг и другие бесконтрольные формы торговли вроде интернет-продаж, прямых продаж и прочих форм, против которых выступают и Роспотребнадзор, и законопослушные производители и продавцы парафармацевтики. Рекламируются в СМИ исключительно БАДы из "аптечного" сегмента. Так что запрет рекламы ударит только по ним. При этом эксперт сравнил, что объем продаж лекарственного рынка в России в 2011 году составил около 26 миллиардов долларов в год и объемы продаж БАДов (всего 2 млрд) по сравнению с продажами лекарств, несомненно, очень низкие.

"Запрет рекламы БАДов прежде всего может сказаться на добросовестных производителях, которые и так соблюдают те требования, которые предъявляет к БАДам отечественное законодательство, кстати, одно из самых суровых в мире. Теневой же рынок БАДов как не соблюдал никакие законы, так и не будет их соблюдать впредь. Более того, мы уверены, что количество тех, кто продает БАДы в обход закона, резко возрастет, — сокрушается Марина Пономарева, исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей биологически активных добавок. — Спрос на БАДы неизбежно будет расти. А где растет спрос, там будет расти и предложение — это законы рынка, и с ними не поспоришь. А в данном законопроекте предлагается вообще лишить наших граждан информации о БАДах. Значит, сведения они будут получать от тех недобросовестных распространителей, которым вообще никакие законы не писаны".

Закона о БАДах в стране как не было, так и нет

Давид Мелик-Гусейнов полагает, что не нужно бороться с рекламой БАДов, а необходимо разработать закон, контролирующий все этапы производства и продажи этой продукции.

"Я считаю, что это не решение проблемы, поскольку мы сейчас боремся со следствием, а не с причиной проблемы. Другой вопрос — вопрос этики и доступа к этой продукции. Вот здесь депутатам стоит поменять вектор своих размышлений и обратить внимание на то, что в стране до сих пор нет закона о БАДах", — полагает эксперт фармрынка.

Мелик-Гусейнов сообщил, что сегодня кто угодно может заниматься производством БАДов и закона, регулирующего процесс производства и продажи нет. Однако при этом он соглашается с врачами, что бесконтрольно принимать БАДы нельзя. "Сам пациент не может принять решение о выборе этой продукции", — сказал эксперт.

Кириллов Вадим
комменты
Слабоумие никогда не приходит внезапно! Слабоумие никогда не приходит внезапно! Психотерапия
Академик Бехтерев, посвятивший жизнь изучению мозга, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей.
24 полезных совета: как избавиться от жира 24 полезных совета: как избавиться от жира Фитнес
Для каждого вида жира - свои приемы избавления.