Почему мы не помним своё раннее детство? Объяснение психолога

Чаще всего люди практически не помнят себя до возраста двух-трёх лет. Почему так происходит, ведь мы уже появились на свет, а значит, в нашей голове должны формироваться воспоминания? Ответы дает Ванесса ЛоБуэ, доцент кафедры психологии Университета Рутгерса (Ньюарк, США).

Что такое детская амнезия?

По словам ЛоБуэ, когда она просит своих студентов на занятиях по детскому развитию рассказать о самом первом в их жизни воспоминании, то чаще всего они вспоминают что-то яркое и значительное для них — первый день в детском саду, или какое-то неприятное событие, например, как их кто-то сильно обидел, или рождение младшего ребёнка в семье. Но, как правило, эти воспоминания никогда не относятся к самым первым младенческим годам. Данный феномен называется детской амнезией.

На самом деле исследования, проведённые в 80-90-х годах прошлого столетия командой психолога Кэролин Рови-Колье, показали, что у совсем маленьких детей могут формироваться воспоминания, но они обычно не относятся к ним самим. Скажем, уже в первые дни жизни они запоминают лицо собственной матери и в состоянии отличить его от лиц посторонних людей. А в несколько месяцев способны идентифицировать и лица других близких, и улыбаться тем, кого видят чаще всего.

Они помнят!

В ходе экспериментов малышей в возрасте от двух до шести месяцев клали в кроватку, над которой вешали игрушку. Затем исследователи измеряли способность ребёнка пинаться, то есть двигать ногами, чем маленькие дети часто занимаются. После этого игрушку привязывали верёвкой к ноге младенца. Когда тот начинал пинаться, игрушка, соответственно, начинала двигаться. Осознав, что это они сами приводят игрушку в движение, малыши неизменно начинали пинаться чаще.

Аналогичные результаты получились у детишек в возрасте от 6 до 18 месяцев. Правда теперь они не лежали в кроватке, а сидели на коленях у родителей, держа руки на рычаге. Сначала исследователи просто фиксировали силу нажима на рычаг. Потом они включали систему, и рычаг заставлял игрушечный поезд двигаться по рельсам. Тогда дети начинали нажимать на рычаг чаще.

После нескольких дней такой тренировки детям показывали игрушку или игрушечный поезд и следили за реакцией, будут ли они продолжать пинаться или нажимать на рычаг. Оказалось, например, что в возрасте полугода младенцы могли помнить о событиях, произошедших позавчера. Чем старше становился ребёнок, тем больше увеличивался срок "хранения" воспоминаний.

Осознать самих себя

Но в таком случае, почему всё-таки ранние воспоминания стираются из памяти?

По словам Ванессы ЛоБуэ, механизм формирования воспоминаний всё же не до конца ясен. Так, либо "автобиографические" воспоминания, то есть наши воспоминания о самих себе, в ранние годы ещё не формируются, то ли мы просто с возрастом их забываем.

Одна из научных версий, объясняющих отсутствие воспоминаний о раннем периоде жизни, состоит в том, что "автобиографические" воспоминания требуют от нас осознания себя как "я", как отдельной личности.

Есть такой тест, придуманный в 70-е. На нос ребёнка наносят пятно красной помады или румян и подносят его к зеркалу. Младенцы моложе полутора лет обычно просто улыбаются своему зеркальному "двойнику". Дети от полутора до двух лет трогают себя за нос, что свидетельствует: они понимают, что отражение в зеркале связано с ними самими. То есть они уже начинают осознавать себя как личность.

Другая версия гласит, что, поскольку большинство детей овладевают языком обычно лишь на втором году жизни, они не могут оперировать в более младшем возрасте словесными понятиями, что затрудняет для них составление автобиографического "отчёта".

Третья версия заключается в том, что гиппокамп (область мозга, ответственная за память) в младенческом возрасте ещё не развит.

Так или иначе, не помнить, что происходило с нами в первые годы жизни, является нормой, и, возможно, на это влияет даже не один, а сразу несколько факторов.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Эндокринолог Чухачева: глутамат натрия способствует оздоровлению диеты Эндокринолог Чухачева: глутамат натрия способствует оздоровлению диеты Здоровье
Эксперт в сфере медицины Ольга Чухачева развеяла миф о вреде глутамата натрия, одного из наиболее популярных усилителей вкуса.
Диетолог Зелетова: молодой редис укрепляет иммунную и нервную системы Диетолог Зелетова: молодой редис укрепляет иммунную и нервную системы Здоровье
Доктор Татьяна Зелетова проинформировала о пользе одного из самых первых овощей, открывающих сезон. Речь идет о молодом редисе.