Онкология: закон приняли, самоубийства продолжаются

Онкология: закон приняли,   самоубийства продолжаются. онкология

Речь идет о внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", принятых Госдумой РФ в третьем, окончательном чтении. Теперь тяжелобольным будет легче приобрести обезболивающие препараты. Однако многие острые проблемы в этой области так и остались нерешенными. Почему так происходит в нашей стране?

Проект этого закона был разработан, как "в целях улучше­ния доступной и качественной паллиативной медицинской помощи пациентам, нуждаю­щимся в обезболивании нар­котическими и психотропными препаратами". Рассматриваемый Госдумой законопроект внесён в парла­мент ещё в феврале 2014 г. — вскоре после самоубийства контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, страдавшего ра­ком поджелудочной железы в терминальной стадии.

А в марте прошлого года, только с 12-го по 24-ё числа, в Москве покончи­ли с собой 8 онкологических больных. Прошел год, но череду самоубийств так и не удалось остановить. И это только в Москве, где традиционно доступ к лекарственным препаратам считался более доступным по сравнению с другими регионами.

С чего все началось?

В июне прошлого года из-за болей, связанных с онкологическим заболеванием, застрелился отставной генерал-майор ГРУ Виктор Гудков. В связи с этим ситуация с выдачей наркотических обез­боливающих онкологическим больным получила в стране ши­рокий резонанс. В конце концов, и появился законопроект. Есть, однако, в этом успешно про­ходящем через парламентские тернии законопроекте одно "но": когда он был внесён в Госдуму и принят депутатами в первом чтении, срок действия рецепта на наркотические и психотропные лекарственные препараты предусматривалось увеличить им не до 15, а до 30 дней. То есть не в 3, а в 6 раз! Кто из "сердобольных" депута­тов позаботился о том, чтобы вдвое урезать этот столь необходимый период, как и в каких фракциях "поправили" ко второму чтению проект закона, покрыто, увы, мраком.

Волна протестов

Совсем недавно Октябрь­ский районный суд Краснояр­ска оправдал врача Алевтину Хориняк, которую обвиняли в том, что она выписала сильнодействующее обезболивающее своему смертельно больному раком знакомому. По данным следствия, в 2009 г. 73-лет­ний терапевт сделала это для умирающего 57-летнего Викто­ра Сечина, который не был её пациентом. За это терапевту с

50-летнем стажем было предъ­явлено обвинение по 234-й ста­тье УК РФ (незаконный оборот сильнодействующих веществ с целью сбыта), так как платный рецепт она выписала в ком­мерческой аптеке, и к тому же не один, а два. А тот факт, что препарат был выписан больно­му не его лечащим врачом, а, что называется, по знакомству, обвинение расценило по статье 327 УК РФ (подделка документов с целью облегчить другое совершенное преступление). Всё это "потянуло" на 9-летний тюремный срок, который и грозил врачу по совокупности.

…Судебное разбирательство длилось больше года. Защита добивалась оправдательного приговора. Судья решил ограничиться штрафом в размере 15 тыс. руб. с рассрочкой на 3 месяца. Дело А. Хориняк вызвало широкий общественный резонанс — многие коллеги врача и СМИ выступили в поддержку обвиняемой. Мощную волну протестов подняли и международные организации.

"Мы запугали врачей уголовной ответственностью. Мы в каждом враче стали видеть наркоторговца, хотя медицинские наркотики вообще не участвуют в незаконном обороте., — говорит Леонид Печатников. — Сегодня врачи сильно запуганы. Надо прекратить запугивать и фармацевтов. Кроме того, у нас должна быть выработана специальная политика. Например, мы не будем давать лицензии частным аптекам, пока они не включат в ассортимент наркотические анальгетики. Кроме того, надо наказывать врачей за то, что они не выписывают наркотические обезболивающие препараты".

Круги ада

Врачи хорошо знают: для того, чтобы получить обезболивающие, не только пациенту, но и им надо было пройти такую сложную процедуру, что она похожа на круги ада. Описывать эти бесконечные хождения и согласования не стоит, поскольку они хорошо известны большинству пользователей Правда. ру. Напомним лишь, что нарушение этой процедуры чревато уголовной ответственностью, которой, понятно, врачи боятся больше, чем ответственности за неока­зание медицинской помощи. Хотя несвоевременное и не­адекватное назначение обезбо­ливания таковой, собственно, и является.

Не случайно врачи на местах нередко избегают выписывать больному наркотические пре­параты. И за это доктор не несёт никакой ответственности. За не­правильную выписку препарата несет, а за невыписку — нет. Изменить такой подход может только законодательное закрепление ответственности и врача, и медицинской организации за необезболивание. Пока же проблема обезболивания касается не только амбулаторных больных, но и лечащихся в стационарах. Даже в крупнейших столичных больницах на два экстренных хирургических стола может выделяться всего 20 ампул наркотического анальгетика в сутки, тогда как только на одну операцию их может быть использовано 10. Если операций больше — врач, чтобы потом не писать объяснительную, если останутся лишние, должен точно рассчитать количество необходимых для них ампул и заказать обезболивающие на каждого конкретного больного.

Достаточно одной подписи

Казалось бы, ещё в декабре 2012 г. Минздрав России издал приказ № 1175-н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения". Согласно ему, для выписки наркотического обезболивающего достаточно одной подписи. Увы, требования министерства привести региональные законы в соответствие с федеральным не встретили понимания в некоторых регионах, в том числе в столице. И года не прошло, как 20 декабря 2013 г. Департамент здравоохранения Москвы выпустил приказ № 1273, усложняющий процедуру выписки наркотических обезболивающих. Не слышно и об обещанных Минздравом и Госнаркоконтролем проверках применения новых правил приказа №1175-н. А ведь, по мнению и министерства и ведомства, этот документ облегчает работу с наркотическими препаратами для врачей и муки страдающих пациентов. Весной прошлого года внесло свою лепту и Правительство РФ — председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление кабмина, упрощающее использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях при сохранении необходимых мер контроля их оборота.

А Минздрав издал "Рекомендации по обезболиванию", которые должны выполняться в учреждениях, оказывающих по­мощь пациентам, страдающим онкологическими заболевани­ями в терминальной стадии. Как разъяснения к применению приказа № 1175-н, значит, про­писано, вроде, всё: порядки назначения и выписывания лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков на них и порядок оформления их, учёт и хранение. И что особен­но ценно — чёрным по белому значится: предоставить право назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных средств всем медицинским работникам.

Ложка дёгтя, правда, при этом осталась: вся забюрократизированность выписки рецепта (со­зыв врачебной комиссии, сбор подписей и печатей) никуда не делась. К тому же лицензию на про­дажу наркотических препа­ратов на начало этого года имели в России всего 1,6 тыс. аптек. В Москве — 76, в Санкт- Петербурге — 9. А в республиках Чеченской, Кабардино-Балкар­ской и ряде других регионов их нет вообще. Обезболиванием здесь приходится заниматься службам скорой медицинской помощи.

Между тем, количество онко­логических больных ежегодно пополняется в нашей стране на полмиллиона. По данным Мин­здрава, в среднем на каждые 100 тыс. населения около 240 человек.

А обеспеченность наркотиче­скими лекарственными сред­ствами среди всех нуждаю­щихся пациентов составила в прошлом году, по данным Московского эндокринного завода, всего 9%…

Читайте также:

Детский онколог — штучный экземпляр

Онкология: как пережить диагноз

Онкология: как отстоять право на лекарство?

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Паниченко Анна
Маммолог-онколог
Сергеев Пётр
Занимается хирургическим и медикаментозным лечением доброкачественных, пограничных и злокачественных опухолей. Определяет стратегию и этапность лечения онкологических заболеваний
Гусляков Александр
Занимается профилактикой, диагностикой и хирургическим лечением заболеваний опухолевой природы, как доброкачественных, так и злокачественных

Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Здоровье
Индийский диетолог Ручика Батра проинформировал, как можно за непродолжительный срок избавиться от лишних килограммов здоровым способом без вреда для организма.
Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Здоровье
Доктор Евгения Мельникова дала несколько рекомендаций касательно питания при язве и хроническом гастрите. Многие уже знают, что ежедневно нужно потреблять минимум 400 грамм овощей и фруктов.