Юрист: В отношениях врач-пациент наведен порядок

Куда девать подарки

Может ли пациент сделать подарок врачу после удачно проведенной операции? Вправе ли доктор на приеме в клинике вынуть из стола препарат, полученный как образец от представителя фармкомпании, и передать его пациенту? Может ли работник аптеки настойчиво советовать купить дорогой препарат, а не дешевый? На вопросы MedPulse отвечает юрист Петр Меносян.

Стоит ли подозревать врача и аптекаря в том, что они навязывают больному лекарство, за продвижение которого получили от фармпредставителя взятку?

В отношениях наведен порядок

Прежде эти вопросы оставались без четкого ответа. Пациенты и врачи действовали, как говорится, под свою ответственность и полагались на свое ощущение уместности, порядочности и, что греха скрывать, корысти. С недавних пор в отношениях пациент-врач-фармпредставитель наведен порядок. В ноябре 2011 года появился закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Но как всякие юридические документы читать и понимать его могут лишь специалисты, поэтому мы попросили дать комментарии людей, которые умеют переводить с языка нормативно-правовых актов на понятный русский.

1. Итак, имеют ли право врачи, медсестры и руководители отделений, больниц, поликлиник получать подарки от пациентов и их родственников, а также от фармпредставителей (организаций, занимающихся разработкой, производством и реализацией лекарственных препаратов и медицинских изделий)?

Медицинские работники вправе принимать подарки от пациентов и их родственников на сумму не более трех тысяч рублей (то есть вполне хватит на цветы и конфеты). Но врачи, медсестры и руководители медицинских организаций не могут получать никакие подарки от организаций, связанных с разработкой, производством и реализацией лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Читайте также: Движение — жизнь! Но… притормозите

2. Разрешено ли медицинскому работнику получать от представителей фармацевтических компаний образцы лекарственных препаратов?

Доктор может получить эти образцы лишь в качестве демонстрационной модели, то есть в дальнейшем он не имеет права передать их пациенту в качестве рекомендованного для курса лечения. Врач не имеет права выписать пациенту лекарства на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарства или медицинского изделия.

3. Может ли врач принимать у себя в кабинете представителей фармкомпаний, производителей или продавцов медицинских изделий?

Медицинским работникам запрещено принимать у себя представителей фармкомпаний, производителей или продавцов медицинских изделий. Исключения — лишь те случаи, когда эти визиты связаны с проведением клинических исследований лекарственных препаратов и клиническими испытаниями медицинских изделий. Но фармпредствителям не отказано вовсе в посещении больниц и клиник. Они могут по приглашению администрации медицинских учреждений принимать участие в работе собраний медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением профессионального уровня врачей и медсестер или с мониторингом безопасности лекарств. Совершенно недопустимо, когда подобные встречи с фармпредставителями отвлекают врачей от приема пациентов.

4. Допускает ли закон участие врачей и работников аптек в турпоездках и прочих мероприятиях, проводимых за счет фармкомпаний?

Допускает, если подобные мероприятия не носят развлекательного характера. То есть фармацевтические компании могут организовывать конференции, симпозиумы, "круглые столы", семинары и лекции с целью информирования врачей и работников аптек о лекарственных средствах, практике их применения, методах лечения и т. п.

5. Может ли медицинский работник получать деньги от фармкомпаний и их представителей?

Закон запрещает такие отношения. Исключение — вознаграждение по договорам при проведении клинических исследований лекарств и медицинских изделий, а также за осуществление педагогической или научной деятельности.

6. Может ли работник аптеки предлагать покупателю другой препарат по более высокой цене?

Нет. Фармацевтический работник не вправе предоставлять покупателю недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарств, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, и медицинских изделий, а также скрывать информацию о наличии лекарств и медизделий по более низким ценам.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Михайленко Анатолий
Ведущий специалист
Григорьевская Злата
Врач онколог-маммолог, клинический фармаколог по вопросам рациональной антимикробной и противогрибковой терапии
Братик Александр
Специалист в области лечения заболеваний молочной железы: доброкачественные, злокачественные опухоли, опухолеподобные образования, гинекомастия мужчин, узловая и диффузная мастопатии, лечение психогенно зависимых заболеваний молочной железы

Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Здоровье
Онкохирург Ильдус Мухаметов напомнил, что рак кишечника на данный момент по-прежнему занимает лидирующие позиции по распространению среди населения.
Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Здоровье
Кандидат медицинских наук Денис Соколов проинформировал о процессах в организме, которые приводят к сгущению крови.