Рекламе БАД в России – жить или не жить?

Рекламе БАД в России – жить или не жить?. 8078.jpeg

29 мая этого года депутаты поддержали идею о полном запрете рекламы биологически активных добавок (БАД) в СМИ. Однако эксперты фармрынка полагают, что нужно бороться не с рекламой БАДов, а разрабатывать закон, регулирующий производство и реализацию этой продукции. Так что же будет с БАДами и с нами — их потребителями?

Это необходимая вещь!

Депутат Антон Беляков повторно внес в Госдуму доработанные поправки в закон "О рекламе", которые запрещают рекламу БАДов на телевидении, радио и в печатных СМИ. По словам парламентария, законопроект предлагает рекламировать БАДы только в медицинских и фармацевтических изданиях и на специализированных выставках и конференциях. При этом на рекламу в специализированных изданиях также предлагается налагать ограничения. Первую редакцию законопроекта Беляков вносил в Госдуму еще в 2009 году. Однако тогда документ был возвращен для доработки.

Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников поддержал инициативу о запрете рекламы БАДов в СМИ:. "Я поддерживают такую инициативу, безусловно, это необходимая вещь". Калашников также считает, что необходимо запретить не только рекламу БАДов, но и лекарств в целом. Он отметил, что подготовил соответствующий законопроект. "Основной законопроект, который готовил я, сейчас обговаривается с Минздравом, и после этого мы его внесем в Госдуму на рассмотрение", — сказал депутат. Он полагает, что, несмотря на колоссальное противодействие со стороны фармкомпаний и СМИ, которые могут потерять прибыль из-за запрета рекламы лекарств, шансы на успех у данного законопроекта очень высоки.

Читайте также: Опасный сезон, или Куда летит тополиный пух?

БАДы отнюдь не безвредны

Директор Государственного научно-исследовательского центра по профилактической медицине Сергей Бойцов считает, что бесконтрольный прием БАДов может привести к обострению серьезных хронических заболеваний у человека и поэтому принимать их бесконтрольно нельзя.

"Я думаю, что это достаточно обоснованное предложение, потому что БАДы нельзя считать абсолютно безвредными, безопасными. С моей точки зрения, их продажи все равно должны контролироваться со стороны медицинского сообщества", — сказал он.

Бойцов пояснил, что прием некоторых БАДов без назначения врача может привести к состоянию, угрожающему жизни пациентов с сахарным диабетом, может спровоцировать нарушение сердечного ритма у пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Также небезопасно употреблять БАДы, содержащие психостимуляторы или добавки, угнетающие нервную систему, добавил Бойцов.

На горе и доверчивости россиян мошенники зарабатывают миллионы

Но есть и другие причины, почему депутаты снова вернулись к вопросу о БАД… "В настоящее время на территории страны находится в обращении более 6 тыс. наименований БАД, — сообщил депутат Беляков. При этом, по его мнению, качество продаваемых добавок не выдерживает никакой критики. Если лекарства, прежде чем попасть в аптеки, проходят многоуровневые испытания, то для выпуска БАД подобных процедур не требуется, что является крайне выгодным для производителя.

Но главная опасность БАД, по его мнению, заключается в том, что продавцы позиционируют БАД как лекарства. "В погоне за прибылью они не гнушаются рекламировать БАД как чудо-препараты, способные вылечить неизлечимые заболевания… Как правило, жертвами подобной агрессивной рекламы становятся пенсионеры и люди, отчаявшиеся вылечить болезнь. Мошенники зарабатывают деньги на горе и доверчивости граждан", — считает депутат.

А. Беляков уверен, что распространять лжетаблетки мошенникам позволяет агрессивная реклама, особенно активно БАД рекламируются по радио и в печатных СМИ. Запрет же рекламы БАД в неспециализированных СМИ, считает разработчик законодательной инициативы, позволит перекрыть мошенникам доступ к потребителям. "Я убежден, что БАД должны назначаться только врачами, поэтому и реклама должна быть рассчитана только на профессионалов", — заключил депутат.

"Заманивая покупателей красочными обещаниями, сулящими исцеление от всех болезней, продавцы БАД действуют по одной схеме. Прочитав о чудо-таблетке в газете, покупатель звонит по указанному номеру, где мошенники, представляющиеся врачами, с помощью психологических методов воздействия убеждают приобрести БАД, рекламируя лечебные свойства и уникальный состав", — отметил парламентарий.

При этом цена добавок колеблется от 6 тысяч до 100 тысяч рублей! Почувствовав, что цена высока для покупателя, аферисты на ходу придумывают различные скидки, ведь реальная цена таких пилюль — максимум 100 рублей. Обманутые люди применяют БАД вместо лекарств, отказываясь от основного лечения, из-за чего известно немало случаев смертей или тяжелых последствий", — сказал депутат.

Не будет рекламы — не будет и рынка

Прознакомимся теперь с иной точкой зрения.

Эксперты считают, что запрет рекламы заставит легальный рынок уйти в тень. "Дело в том, что рынок БАДов, в отличие от рынка лекарств, на сто процентов зависит от рекламы, — говорит Давид Мелик-Гусейнов, директор маркетингового агентства Cegedim Strategic Data, специализирующегося на исследованиях фармацевтического рынка, — Врачи БАДы выписывать не могут, провизоры в аптеках их продвигать не будут. Потребитель о биологически активных добавках узнает главным образом из рекламы. Так что не будет рекламы — не будет и рынка".

Чувствительность рынка БАДов к рекламе уже доказана. Напомним, что с 1 июля 2006 года вступила в силу редакция Закона "О рекламе", где были установлены требования к рекламе биодобавок. В частности, реклама БАДов не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, создавать впечатление о том, что БАДы являются лекарственными средствами, содержать выражение благодарности за биодобавки; запрещено ссылаться на исследования, имевшие положительный эффект. Даже эти относительно мягкие меры привели к печальным для рынка последствиям.

"В середине 2006 года, когда произошло ужесточение законодательства о рекламе БАДов, это привело к смене тренда развития рынка БАДов в России, — вспоминает Юлия Нечаева, директор отдела розничного аудита DSM Group. — Уже тогда мы наблюдали снижение темпов роста рынка БАДов по сравнению с 2005 годом и доля биодобавок в аптечном обороте стала падать. Если в 2005 году она составляла 5%, в 2006 году — 4,7%, то в 2007 году — 4,5%. В 2008 году на фоне роста всего аптечного рынка сегмент БАДов также получил новое вливание (прирост к 2007 году составил 33%), доля биологически активных добавок в обороте аптек в 2008 году в среднем составляла 4,8%. Но кризис крайне негативно сказался на рынке БАДов, и до настоящего времени он так и не восстановился до уровня 2007-08 гг.

По мнению Юлии Нечаевой, при запрете рекламы БАДов сейчас, в 2012 году последствия будут гораздо более печальными, чем 6 лет назад, вплоть до уменьшения емкости этого рынка. "Потребитель не будет узнавать о новинках на рынке БАДов, у него не будет поддерживаться постоянный интерес к уже существующим препаратам. Все это негативно будет отражаться на продажах БАДов", — говорит она.

Основной удар придется по аптекам

Давид Мелик-Гусейнов оценивает российский рынок БАДов в 2 млрд долларов, из которых половина приходится на аптечную розницу, а другая половина — на сетевой маркетинг и другие бесконтрольные формы торговли вроде интернет-продаж, прямых продаж и прочих форм, против которых выступают и Роспотребнадзор, и законопослушные производители и продавцы парафармацевтики. Рекламируются в СМИ исключительно БАДы из "аптечного" сегмента. Так что запрет рекламы ударит только по ним. При этом эксперт сравнил, что объем продаж лекарственного рынка в России в 2011 году составил около 26 миллиардов долларов в год и объемы продаж БАДов (всего 2 млрд) по сравнению с продажами лекарств, несомненно, очень низкие.

"Запрет рекламы БАДов прежде всего может сказаться на добросовестных производителях, которые и так соблюдают те требования, которые предъявляет к БАДам отечественное законодательство, кстати, одно из самых суровых в мире. Теневой же рынок БАДов как не соблюдал никакие законы, так и не будет их соблюдать впредь. Более того, мы уверены, что количество тех, кто продает БАДы в обход закона, резко возрастет, — сокрушается Марина Пономарева, исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей биологически активных добавок. — Спрос на БАДы неизбежно будет расти. А где растет спрос, там будет расти и предложение — это законы рынка, и с ними не поспоришь. А в данном законопроекте предлагается вообще лишить наших граждан информации о БАДах. Значит, сведения они будут получать от тех недобросовестных распространителей, которым вообще никакие законы не писаны".

Закона о БАДах в стране как не было, так и нет

Давид Мелик-Гусейнов полагает, что не нужно бороться с рекламой БАДов, а необходимо разработать закон, контролирующий все этапы производства и продажи этой продукции.

"Я считаю, что это не решение проблемы, поскольку мы сейчас боремся со следствием, а не с причиной проблемы. Другой вопрос — вопрос этики и доступа к этой продукции. Вот здесь депутатам стоит поменять вектор своих размышлений и обратить внимание на то, что в стране до сих пор нет закона о БАДах", — полагает эксперт фармрынка.

Мелик-Гусейнов сообщил, что сегодня кто угодно может заниматься производством БАДов и закона, регулирующего процесс производства и продажи нет. Однако при этом он соглашается с врачами, что бесконтрольно принимать БАДы нельзя. "Сам пациент не может принять решение о выборе этой продукции", — сказал эксперт.

Кириллов Вадим
Кровотечение из носа у ребенка: когда обратиться к врачу? Кровотечение из носа у ребенка: когда обратиться к врачу? Мать и дитя
Носовые кровотечения часто встречаются у детей, но обычно они недолговечны и редко вызывают беспокойство. Но постоянное, повторяющееся или сильное кровотечение может потребовать медицинской помощи.
Питьевая вода поможет избавиться от лишнего жира Питьевая вода поможет избавиться от лишнего жира Здоровье
Известно, что лишний вес является проблемой для многих людей во всем мире.