Новый механизм борьбы с бактериями обнаружен в носу

Новый механизм борьбы с бактериями обнаружен в носу. 16397.jpeg
Фото: vesnafm.ru

В теле человека есть несколько «встроенных» способов защиты от болезнетворных микроорганизмов, многие из которых до сих пор остаются загадкой для ученых. Одно из них недавно открыли американские ученые - они изучили механизм борьбы полости носа с бактериями. Результаты их исследования опубликованы в Journal of Allergy and Clinical Immunology.

Ученые под руководством доктора Бенджамина Блеера (Benjamin Bleier), пластическим хирургом в Массачусетском центре «Глаз и ухо», доцентом отоларингологии в Гарвардской медицинской школе обнаружили, что клетки носовой полости при контакте с бактериями вырабатывают небольшие заполненные жидкостью мешочки - экзосомы. Они атакуют бактерии и препятствуют их попаданию в дыхательные пути.

Чтобы изучить принцип действия экзосом, ученые собрали образцы носовой слизи добровольцев и наблюдали за ней в лаборатории. Они воздействовали на жидкость бактериями и подсчитали количество выработанных экзосом. Они выяснили, что количество экзосом удваивалось при реакции с микроорганизмами, имитируя действие антибактериальных препаратов. Затем ученые провели эксперименты на людях и заметили, что экзосомы боролись с патогенами так же эффективно, как и антибиотики.

«Этот «рой» экзосом усиливает клетки в носовой полости и помогает им бороться с микробами даже до того, как они столкнутся с бактерией», - рассказал доктор Бенджамин Блеер.

Также в носу есть другая естественная защита от микроорганизмов - слизь. В больших количествах, например, при насморке из-за ОРВИ, гриппа или аллергической реакции, слизь и стремление от нее избавиться превращается в серьезную проблему. Однако в большинстве случаев секрет помогает избавиться от патогенов и предотвратить наступление заболевания. В организме различные виды слизи образуются постоянно и занимают около 400 квадратных метров (размер баскетбольной площадки!) в теле взрослого человека. Они вырабатываются как в носу и глазах, так и в легких, органах пищеварительной и репродуктивной систем и мочевыводящих путях.

Новое открытие стало для научного сообщества серьезным прорывом в изучении иммунной системы. В будущем его результаты могут помочь в разработке новых методов терапии и защиты организма от болезнетворных бактерий.