Новый механизм борьбы с бактериями обнаружен в носу

Новый механизм борьбы с бактериями обнаружен в носу. 16397.jpeg
Фото: vesnafm.ru

В теле человека есть несколько «встроенных» способов защиты от болезнетворных микроорганизмов, многие из которых до сих пор остаются загадкой для ученых. Одно из них недавно открыли американские ученые - они изучили механизм борьбы полости носа с бактериями. Результаты их исследования опубликованы в Journal of Allergy and Clinical Immunology.

Ученые под руководством доктора Бенджамина Блеера (Benjamin Bleier), пластическим хирургом в Массачусетском центре «Глаз и ухо», доцентом отоларингологии в Гарвардской медицинской школе обнаружили, что клетки носовой полости при контакте с бактериями вырабатывают небольшие заполненные жидкостью мешочки - экзосомы. Они атакуют бактерии и препятствуют их попаданию в дыхательные пути.

Чтобы изучить принцип действия экзосом, ученые собрали образцы носовой слизи добровольцев и наблюдали за ней в лаборатории. Они воздействовали на жидкость бактериями и подсчитали количество выработанных экзосом. Они выяснили, что количество экзосом удваивалось при реакции с микроорганизмами, имитируя действие антибактериальных препаратов. Затем ученые провели эксперименты на людях и заметили, что экзосомы боролись с патогенами так же эффективно, как и антибиотики.

«Этот «рой» экзосом усиливает клетки в носовой полости и помогает им бороться с микробами даже до того, как они столкнутся с бактерией», - рассказал доктор Бенджамин Блеер.

Также в носу есть другая естественная защита от микроорганизмов - слизь. В больших количествах, например, при насморке из-за ОРВИ, гриппа или аллергической реакции, слизь и стремление от нее избавиться превращается в серьезную проблему. Однако в большинстве случаев секрет помогает избавиться от патогенов и предотвратить наступление заболевания. В организме различные виды слизи образуются постоянно и занимают около 400 квадратных метров (размер баскетбольной площадки!) в теле взрослого человека. Они вырабатываются как в носу и глазах, так и в легких, органах пищеварительной и репродуктивной систем и мочевыводящих путях.

Новое открытие стало для научного сообщества серьезным прорывом в изучении иммунной системы. В будущем его результаты могут помочь в разработке новых методов терапии и защиты организма от болезнетворных бактерий.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Смольный не обеспечил достаточное количество свободных мест для больных COVID-19 Смольный не обеспечил достаточное количество свободных мест для больных COVID-19 Здоровье
Эпидемиологическая обстановка с COVID-19 в Петербурге остается напряженной. На фоне стремительного роста заболеваемости в ряде стационаров Северной столицы уже закончились свободные койки.
Петербург оказался не готов к 4-ой волне COVID-19 Петербург оказался не готов к 4-ой волне COVID-19 Здоровье
В Петербурге зафиксировано максимальное число новых случаев заболевания ковидом с конца января 2021 года.