Доктор Сома: "У меланомы нет законов"

Доктор Сома:

Главное для лечения меланомы — скорость: чем раньше обнаружишь, тем будет лучше! При этом она маскируется под самые различные кожные образования. Как не пропустить опасное заболевание? Об этом беседуем с директором Евразийской онкологической программы, хирургом-онкологом Сомасундарамом Субраманианом, известным в кругу коллег как доктор Сома.

За диагнозом — к врачу

— Расскажите, пожалуйста, что такое меланома и возможно ли ее обнаружить у себя самостоятельно?

— Меланома — одно из самых злокачественных новообразований, которое может появиться у человека. Многие думают, что она имеет только кожные проявления. На самом деле меланома может возникнуть где угодно: на слизистой, на глазах, в прямой кишке, желудке, пищеводе и т. д. Особенностью является и то, что, в отличие от многих других онкологических заболеваний, течение этой болезни почти не имеет закономерности. Мы можем предположить, каким будет поведение многих опухолей, как будет протекать заболевание. Меланома непредсказуема и у всех протекает по-разному. Определить, что у человека меланома, может только врач, но помочь врачу в этом должен сам пациент. Но на что, как медик, советую обращать внимание: на любые новообразования — пигментные или беспигментные (когда участок кожи вдруг стал светлее) пятна, родинки, или их любые изменения. Пятна и родинки, которые у человека есть с рождения, не несут в себе никакой опасности. А вот появление или изменение в цвете, размере любой родинки на коже или слизистой должны настораживать. Это относится и к тем случаям, когда родинку задели, и возникла язва или она кровоточит. Необходимо сразу обращаться к врачу. Всегда лучше исключить худший вариант.

Читайте также: Вся правда о блефаропластике

— Это может сделать участковый терапевт?

— Нет, необходимо сразу обратиться к онкологу (хотя многие боятся самого этого слова). Причем вынужден заметить, что не каждый онколог является специалистом по меланоме. Последних не так много, поэтому надо обязательно искать именно их. Хочу обратить внимание еще и на то, что специалист должен осмотреть всю кожу. Нередко в малодоступных для обозрения местах пропускаются очень агрессивные меланомы.

— Для диагностики необходимо какое-то сложное оборудование?

— Нет, здесь не требуется сверхъестественной аппаратуры. Самое главное знание, опыт и зрение врача.

При наличии множественных пигментных образовании на коже, врач с при помощью фотоаппарата (даже обычного, хотя теперь имеются специальные аппараты) может проводит полную фотосъемку тела в разных ракурсах с большим увеличением. Если что-то настораживает, он повторяет эту процедуру через некоторое время и, при необходимости, принимает решение о хирургическом вмешательстве.

Для людей, имеющих пигментацию кожи, требуется динамическое наблюдение, поэтому такую съемку нужно производить с повтором через определенное время, чтоб сравнить увиденное и не допустить малейшего намека на развитие новообразований.

— Я в каком-то глянцевом журнале видела совет удалять даже здоровые родинки, если они находятся в потенциально опасном месте — под воротником, например, где возможно их натирание и повреждение. Это так?

— С косметической целью или для удобства удалять родинки можно, но — только под наблюдением онколога, причем, подчеркну, — специалиста по меланоме!

— Но вы сказали, что их очень мало…

— Для того, чтоб улучшить ситуацию, мы проводим ежегодно по несколько семинаров, форумов по меланоме и регулярные экспертные совещания, а также тематические семинары в регионах. В частности, обращаем внимание медиков на то, что пациентам с меланомой после операции химиотерапия не показана. Тем, кто относится к группе высокого риска, можно проводить терапию интерфероном, остальных — просто наблюдать.

К сожалению, российские рекомендации и стандарты, которыми пользуются онкологи в разных лечебных учреждениях, несколько устарели.

Перенимать мировой опыт

— И что с этим можно сделать?

— Созданная в 2009 году Евразийская онкологическая программа способствует тому, чтобы коллеги из регионов могли поработать с нашими специалистами. При ее поддержке Российский экспертный совет по меланоме разработал современные рекомендации по адъювантной (вспомогательной) терапии меланомы. Скажу больше: мы, наверное, единственная организация, которая проводит тренинги по онкологии для журналистов!

— И все-таки — почему сразу к онкологам? Не логичнее ли с кожными проблемами идти к дерматологам?

— Совершенно с Вами согласен. По моему мнению, ранней диагностикой меланомы должны заниматься именно дерматологи, но большинство из них, к сожалению, не имеют такой подготовки. Думаю, что будущее — как раз за таким сотрудничеством, взаимодействием дерматологов и онкологов.

Кстати, в Германии, например, меланому лечат именно дерматологи. Там вообще нет такой специальности: онколог. Каждый узкий специалист должен знать онкологию. Поэтому там дерматологи сразу являются дермато-онкологами. Я считаю, что врач должен знать о болезни все, что нужно в интересах пациента, и должен привлекать коллег при необходимости. Поэтому, если дерматолог хорошо понимает меланому, — это здорово. Если онколог не понимает меланому, — это печально.

Можно ли уберечься?

— Существуют ли какие-то успешные методики в лечении этого заболевания?

— Несмотря на то, что меланома — обычно хорошо заметная опухоль, и ее изучение началось с самого возникновения онкологии как науки, в отличие от других видов опухолей лекарства от нее пока не существует. В последние 2-3 года появилось несколько новых лекарств, которые находятся в стадии изучения. Надо сказать, Российский онкологический научный центр имени Н. Н. Блохина входит в число ведущих мировых центров по изучению современных таргетных и биологических препаратов, которые избирательно влияют на опухоль.

Среди этих препаратов два — примерно одинаковых, которые показали свою эффективность в лечении распространенной меланомы, когда пациенты уже приходят с метастазами. Но, к сожалению, замечено, что болезнь возобновляется, причем — очень бурно, как только лечение прекращается.

— Насколько вообще эффективно лечение меланомы?

— Меланому как и многие другие опухоли чаще удается вылечить тогда, когда пациент приходит с I или II стадией болезни. К сожалению, в России и на постсоветском пространстве более трети пациентов на момент первого обращения к врачу имеют III и IV стадию.

Хотя вообще-то в онкологии гарантий не бывает, у тех, кто обратился вовремя, есть большая доля вероятности, что ничего не возникнет больше.

Самое эффективное лечение — хирургическое. К сожалению, такие операции легко инвалидизируют человека. Мы стараемся проводить их максимально сохранно, чтоб не пересечь нужные сосуды, нужные мышцы. Что касается кожи, особенно если опухоль расположена на лице, в области головы или шеи, то тут порой приходится становиться в прямом смысле пластическим хирургом.

В моем понимании, самое дешевое лекарство от рака — руки хирурга. Одна доза химиотерапии или таргетного препарата стоит от нескольких до сотни тысяч рублей. Хирургические вмешательства, как правило, покрываются страховой медициной или бюджетом.

— Существуют ли какие-либо способы профилактики этого заболевания?

— В первую очередь, это внимание к себе. Загорание должно быть ответственным абсолютно у всех! Это значит: рано утром, до 10, даже до 9 часов, и после 16.00. В остальное время солнце очень вредное. Вроде все знают, правда? Но многие ли — придерживаются?

А людям, у которых есть склонность к возникновению новых пигментных пятен, нежелательно загорать вообще.

Считаю, что одним только просвещением населения можно предотвратить обнаружение меланомы на поздних стадиях. И этому есть подтверждение. Исследования показали, что вследствие большой работы по информированию населения Германия и Австралия достигли огромных успехов в диагностике меланомы на ранних стадиях.

У нас пока этой проблеме уделяется мало внимания. По-хорошему, политики, психологи, журналисты уже должны бить в набат!

— Настолько серьезна статистика заболеваемости?

— Ежегодно выявляется около 8 тыс. новых случаев меланом в Российской Федерации. Но этот показатель я считаю не совсем достоверным. Думаю, если бы мы улучшили раннюю диагностику, число пациентов с меланомой возросло бы в разы. Но зато смертность бы резко уменьшилась!

Поэтому не устаю повторять: если человек замечает какие-то кожные изменения — на руках, ногах, на теле, где угодно — нужно срочно обращаться к врачу. Это — залог здоровья, залог жизни.

Беседу вела

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Сыч Антонина
Ведущий специалист
Брико Елена
Проводит диагностику и лечение заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), заболеваний кожи (угри, экзема, псориаз, грибковые заболевания), делает массаж простаты
Ефимова Любовь
Проводит диагностику и лечение всех кожных, венерических, косметологических патологий в условиях поликлиники, радиохирургические методы лечения, прием взрослого населения и детей, забор материала на демодекс, грибковые инфекции гладкой кожи и ногтевых пластин, гистологические исследования, забор мазков у женщин/мужчин, исследования в лучах лампы вуда, назначение индивидуального плана лечения заболеваний передающихся половым путем, вирусных инфекций, протазойные инфекции

Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Здоровье
Онкохирург Ильдус Мухаметов напомнил, что рак кишечника на данный момент по-прежнему занимает лидирующие позиции по распространению среди населения.
Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Здоровье
Кандидат медицинских наук Денис Соколов проинформировал о процессах в организме, которые приводят к сгущению крови.