Как пережить критику и несмотря ни на что остаться на плаву
Как пережить критику и несмотря ни на что остаться наплаву. критика

Если вы хотите добиться в жизни чего-то действительно стоящего, вам придется научиться справляться с критикой и неприятием окружающих. Эти вещи могут попросту украсть у вас мечту. Чтобы этого не произошло, вам нужно развить в себе способность побеждать неприятие, восстанавливаться после неудач и оставаться верным своей мечте вопреки всему.

Чужая критика больно ранит. Можно ли реагировать на нападение без обороны и агрессии? Читайте об этом в отрывке из книги "Несмотря ни на что" Марка Макгиннесса.

Итак, вы тяжело работали, не спали ночами, создали свое лучшее произведение и показываете его кому-то для вас значимому: клиенту, начальнику, учителю. Вы гордитесь своей работой, и вам не терпится узнать его мнение. Вы затаили дыхание, но в ответ слышите что-то вроде:

"Господи!"

"Плохо".

"Не мог сделать получше?"

"Совершенно бесполезно".

"Это провал".

"Не могу поверить, что на эту ерунду ушло столько времени".

"Вы хоть читали задание?"

"Полная чушь!"

"С какой стати я буду за это платить?"

"Ужасно не нравится".

И все это от человека, чье мнение важно. Его нельзя проигнорировать: от вас ожидают ответа. Что делать?

Во-первых, осознайте: перед вами некомпетентный критик. Неважно, насколько плоха или неуместна ваша работа: всегда есть способ критиковать ее конструктивно и уважительно, а в этом случае нет ни того, ни другого. Критика некачественная, и неважно, чем это вызвано, — невежеством, бестактностью или злыми намерениями.

Во-вторых, не начинайте защищаться. Я знаю, что это легче сказать, чем сделать, когда вас кто-то атакует, но защита неизбежно приведет к спору. И кто бы в нем ни победил, вы проиграете: если победят они, вам придется согласиться с некомпетентной критикой. Если вы — вам наверняка не простят победы, сделав все возможное, чтобы осложнить вам жизнь.

В-третьих, не будьте агрессивны. Опять легче сказать, чем сделать. Но и агрессия, скорее всего, породит спор, который вам не поможет.

Так как же реагировать на нападение без обороны и агрессии?

Когда речь идет об агрессивном отзыве, я советую применить "словесное айкидо".

1.Прояснить критику.

2.Спрашивать о решении проблемы.

Хотя инстинкт будет подсказывать вам начать оправдываться (защита) или спорить (агрессия), не поддавайтесь соблазну. Вместо этого задавайте вопросы, чтобы точно выяснить, что имел в виду критик, и внимательно выслушайте ответ.

Например: "Конечно, это важно. Но я должен точно понять, что вас беспокоит. Вы имеете в виду…?" Говоря слово "важно", вы показываете, что обратили внимание на точку зрения критика и принимаете ее к сведению — без согласия или несогласия. А говоря, что хотите его понять, и подытоживая его слова, вы проявляете желание слушать. Если у вас получится, вы выбьете почву из-под ног критика — в конце концов, сложно сопротивляться кому-то, кто изо всех сил старается вас понять. Помните: прояснение критики не означает согласия с ней. Все, что вы делаете, — это стремитесь убедиться, что точно понимаете, что именно не понравилось оппоненту.

Помните черты деструктивной критики

Необъективность.

Туманность.

Голословность.

Не относится к делу.

Огульность.

Неуважение.

Советы, как их прояснить

Необъективность: Критик говорит как истина в последней инстанции и не отдает себе отчет, что он всего лишь человек и его кругозор ограничен. Что с этим делать: Напомните критику, что его точка зрения правомерна, но она ограниченна: "Я понимаю, как это выглядит с вашей точки зрения, но хотел бы прояснить…"

Другой вариант — перефразировать его выступление так, чтобы стало понятно: критик говорит с определенной точки зрения: "Значит, вы утверждаете, что с точки зрения маркетинга…?" Обратите внимание, что это одновременно и придает силу позиции говорящего, и мягко подчеркивает, что слова критика — личная, и поэтому ограниченная точка зрения.

Туманность. Критик отвергает работу общими словами, не проясняя критерии оценки. Типичные формулировки — "плохо", "ужасно", "никуда не годится", "не подходит". И, конечно, классика: "Я это понял, как только увидел".

Что с этим делать: Попросите критика озвучить его критерии. "На каких критериях основано ваше мнение?". "Когда вы говорите, что это выглядит не так, вы имеете в виду структуру и план или цвета и шрифты?" "Что конкретно вам не нравится?"

Голословность. Критик не подкрепляет свое суждение доказательствами — конкретными примерами. Что с этим делать. Попросите привести конкретные примеры и доказательства. "Не могли бы вы привести конкретный пример, чтобы я понял, что вы имеете в виду?" "Когда вы говорите, что выступление недостаточно хорошо, на каких примерах вы основываетесь?"

Не относится к делу: Критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на незначимых аспектах вашей работы. Например, клиент испытывает неприязнь и отвращение к работе из-за собственного вкуса и не учитывает, что вкус покупателей может отличаться. Или начальник критикует цветовую схему проекта сайта, забывая, что должен оценивать компоновку. Или маркетолог одержим созданием мощного веб-трафика, забывая, что фирме надо привлечь лишь небольшое число ценных клиентов.

Что с этим делать: Выделить скрытое в словах критика предположение и объяснить, почему оно неуместно. Это поможет, если у вас есть твердые доказательства, например надежные данные. "Я понимаю, что реклама действует вам на нервы, но у нас много доказательств, что ваши клиенты ее полюбят". "Вы, скорее всего, правы насчет цветов, но на этой стадии нас интересует только макет. Что вы о нем думаете?" "Насколько я понял, вы полагаете, что для успеха нам надо обеспечить большой трафик на этом сайте. Но в данном случае это необязательно. Вместо того чтобы привлекать толпы людей, нам надо только обратить на себя внимание нескольких нужных посетителей".

Огульность: Суждения широкими мазками, черно-белые, не признающие градации качества и альтернативных точек зрения. Типичные слова в этом случае — "ужасно", "кошмарно", "бесполезно", "отстой", "совершенно", "полностью" и "катастрофа". Что с этим делать. Как и в случае туманной критики, попросите уточнить: "Не могли бы вы быть конкретнее?" "Вы говорите, что это ужасно. Но ужасно бывает по разным причинам. Что именно вы имеете в виду?" Другой подход — использовать контраст, чтобы показать абсурдность позиции критика: "Вы говорите, что не представляете, как можно в два счета списать 100 000 долларов бюджетных денег. Но никто и не просит вас это делать. Мы обсуждаем пилотный проект стоимостью 10 000 долларов. Все, чего я прошу, — это разрешения продолжить".

"Вы говорите, что это полный провал. Лично для меня полный провал наступил бы, когда никто не стал бы это покупать. Сейчас мы видим средние продажи; это не идеально, но и не катастрофа".

"Вы говорите, что это бесполезно. На самом деле эксплуатационные испытания говорят, что в трех из пяти ключевых областей результаты выше среднего. Нам нужно найти способ исправить две оставшиеся".

Будьте осторожны: при таком подходе ваши слова не должны звучать слишком конфронтационно!

Важнейшее значение имеет тон, необходимо придерживаться конкретных фактов.

Неуважение: Критик груб, агрессивен или по-другому равнодушен к вашим чувствам. Что с этим делать: Это один из случаев, когда я рекомендую с самого начала стоять на своем и дать понять, что комментарии критика неприемлемы. Примите вызов и четко заявите, что не потерпите грубости и личных оскорблений. "Мы говорим о работе, поэтому попрошу не делать личных замечаний". "Если вам не нравится мое произведение — это одно. Но я не обязан выслушивать оскорбления".

Попробуйте все эти предложения переварить и при необходимости — применить.

Орлов Александр
Что, возможно, вы не знаете о зеленом чае Что, возможно, вы не знаете о зеленом чае Профилактика
Регулярный прием зеленого чая способствует улучшению состава крови, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, увеличивает количество эритроцитов.
Народные средства для лечения щитовидки Народные средства для лечения щитовидки Забытые методики
Овес посевной, назначают для лечения зоба щитовидной железы.