Как пережить критику и несмотря ни на что остаться на плаву
Как пережить критику и несмотря ни на что остаться наплаву. критика

Если вы хотите добиться в жизни чего-то действительно стоящего, вам придется научиться справляться с критикой и неприятием окружающих. Эти вещи могут попросту украсть у вас мечту. Чтобы этого не произошло, вам нужно развить в себе способность побеждать неприятие, восстанавливаться после неудач и оставаться верным своей мечте вопреки всему.

Чужая критика больно ранит. Можно ли реагировать на нападение без обороны и агрессии? Читайте об этом в отрывке из книги "Несмотря ни на что" Марка Макгиннесса.

Итак, вы тяжело работали, не спали ночами, создали свое лучшее произведение и показываете его кому-то для вас значимому: клиенту, начальнику, учителю. Вы гордитесь своей работой, и вам не терпится узнать его мнение. Вы затаили дыхание, но в ответ слышите что-то вроде:

"Господи!"

"Плохо".

"Не мог сделать получше?"

"Совершенно бесполезно".

"Это провал".

"Не могу поверить, что на эту ерунду ушло столько времени".

"Вы хоть читали задание?"

"Полная чушь!"

"С какой стати я буду за это платить?"

"Ужасно не нравится".

И все это от человека, чье мнение важно. Его нельзя проигнорировать: от вас ожидают ответа. Что делать?

Во-первых, осознайте: перед вами некомпетентный критик. Неважно, насколько плоха или неуместна ваша работа: всегда есть способ критиковать ее конструктивно и уважительно, а в этом случае нет ни того, ни другого. Критика некачественная, и неважно, чем это вызвано, — невежеством, бестактностью или злыми намерениями.

Во-вторых, не начинайте защищаться. Я знаю, что это легче сказать, чем сделать, когда вас кто-то атакует, но защита неизбежно приведет к спору. И кто бы в нем ни победил, вы проиграете: если победят они, вам придется согласиться с некомпетентной критикой. Если вы — вам наверняка не простят победы, сделав все возможное, чтобы осложнить вам жизнь.

В-третьих, не будьте агрессивны. Опять легче сказать, чем сделать. Но и агрессия, скорее всего, породит спор, который вам не поможет.

Так как же реагировать на нападение без обороны и агрессии?

Когда речь идет об агрессивном отзыве, я советую применить "словесное айкидо".

1.Прояснить критику.

2.Спрашивать о решении проблемы.

Хотя инстинкт будет подсказывать вам начать оправдываться (защита) или спорить (агрессия), не поддавайтесь соблазну. Вместо этого задавайте вопросы, чтобы точно выяснить, что имел в виду критик, и внимательно выслушайте ответ.

Например: "Конечно, это важно. Но я должен точно понять, что вас беспокоит. Вы имеете в виду…?" Говоря слово "важно", вы показываете, что обратили внимание на точку зрения критика и принимаете ее к сведению — без согласия или несогласия. А говоря, что хотите его понять, и подытоживая его слова, вы проявляете желание слушать. Если у вас получится, вы выбьете почву из-под ног критика — в конце концов, сложно сопротивляться кому-то, кто изо всех сил старается вас понять. Помните: прояснение критики не означает согласия с ней. Все, что вы делаете, — это стремитесь убедиться, что точно понимаете, что именно не понравилось оппоненту.

Помните черты деструктивной критики

Необъективность.

Туманность.

Голословность.

Не относится к делу.

Огульность.

Неуважение.

Советы, как их прояснить

Необъективность: Критик говорит как истина в последней инстанции и не отдает себе отчет, что он всего лишь человек и его кругозор ограничен. Что с этим делать: Напомните критику, что его точка зрения правомерна, но она ограниченна: "Я понимаю, как это выглядит с вашей точки зрения, но хотел бы прояснить…"

Другой вариант — перефразировать его выступление так, чтобы стало понятно: критик говорит с определенной точки зрения: "Значит, вы утверждаете, что с точки зрения маркетинга…?" Обратите внимание, что это одновременно и придает силу позиции говорящего, и мягко подчеркивает, что слова критика — личная, и поэтому ограниченная точка зрения.

Туманность. Критик отвергает работу общими словами, не проясняя критерии оценки. Типичные формулировки — "плохо", "ужасно", "никуда не годится", "не подходит". И, конечно, классика: "Я это понял, как только увидел".

Что с этим делать: Попросите критика озвучить его критерии. "На каких критериях основано ваше мнение?". "Когда вы говорите, что это выглядит не так, вы имеете в виду структуру и план или цвета и шрифты?" "Что конкретно вам не нравится?"

Голословность. Критик не подкрепляет свое суждение доказательствами — конкретными примерами. Что с этим делать. Попросите привести конкретные примеры и доказательства. "Не могли бы вы привести конкретный пример, чтобы я понял, что вы имеете в виду?" "Когда вы говорите, что выступление недостаточно хорошо, на каких примерах вы основываетесь?"

Не относится к делу: Критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на незначимых аспектах вашей работы. Например, клиент испытывает неприязнь и отвращение к работе из-за собственного вкуса и не учитывает, что вкус покупателей может отличаться. Или начальник критикует цветовую схему проекта сайта, забывая, что должен оценивать компоновку. Или маркетолог одержим созданием мощного веб-трафика, забывая, что фирме надо привлечь лишь небольшое число ценных клиентов.

Что с этим делать: Выделить скрытое в словах критика предположение и объяснить, почему оно неуместно. Это поможет, если у вас есть твердые доказательства, например надежные данные. "Я понимаю, что реклама действует вам на нервы, но у нас много доказательств, что ваши клиенты ее полюбят". "Вы, скорее всего, правы насчет цветов, но на этой стадии нас интересует только макет. Что вы о нем думаете?" "Насколько я понял, вы полагаете, что для успеха нам надо обеспечить большой трафик на этом сайте. Но в данном случае это необязательно. Вместо того чтобы привлекать толпы людей, нам надо только обратить на себя внимание нескольких нужных посетителей".

Огульность: Суждения широкими мазками, черно-белые, не признающие градации качества и альтернативных точек зрения. Типичные слова в этом случае — "ужасно", "кошмарно", "бесполезно", "отстой", "совершенно", "полностью" и "катастрофа". Что с этим делать. Как и в случае туманной критики, попросите уточнить: "Не могли бы вы быть конкретнее?" "Вы говорите, что это ужасно. Но ужасно бывает по разным причинам. Что именно вы имеете в виду?" Другой подход — использовать контраст, чтобы показать абсурдность позиции критика: "Вы говорите, что не представляете, как можно в два счета списать 100 000 долларов бюджетных денег. Но никто и не просит вас это делать. Мы обсуждаем пилотный проект стоимостью 10 000 долларов. Все, чего я прошу, — это разрешения продолжить".

"Вы говорите, что это полный провал. Лично для меня полный провал наступил бы, когда никто не стал бы это покупать. Сейчас мы видим средние продажи; это не идеально, но и не катастрофа".

"Вы говорите, что это бесполезно. На самом деле эксплуатационные испытания говорят, что в трех из пяти ключевых областей результаты выше среднего. Нам нужно найти способ исправить две оставшиеся".

Будьте осторожны: при таком подходе ваши слова не должны звучать слишком конфронтационно!

Важнейшее значение имеет тон, необходимо придерживаться конкретных фактов.

Неуважение: Критик груб, агрессивен или по-другому равнодушен к вашим чувствам. Что с этим делать: Это один из случаев, когда я рекомендую с самого начала стоять на своем и дать понять, что комментарии критика неприемлемы. Примите вызов и четко заявите, что не потерпите грубости и личных оскорблений. "Мы говорим о работе, поэтому попрошу не делать личных замечаний". "Если вам не нравится мое произведение — это одно. Но я не обязан выслушивать оскорбления".

Попробуйте все эти предложения переварить и при необходимости — применить.

Орлов Александр
комменты
Сновидения и болезни Сновидения и болезни Психотерапия
О чем сигналит бессонница? А что видится к выздоровлению? На какие сны стоит обратить внимание.
Царское блюдо, или Каша красоты Царское блюдо, или Каша красоты Диета
В настоящее время перловая каша доступна каждому человеку. Но стоит заметить, что она не так популярна как овес или рис. Полезные свойства перловки очень важны для детей и людей пожилого возраста.