Воспитание и наказание: бить или не бить?
Метод физического наказания многие родители называют самым "эффективным". На самом деле такое наказание — наиболее простой и удобный для них способ, ведь проявления гнева естественны для любого человека. А вот умение сдержать себя требует серьезных усилий. Чаще всего обойтись без наказаний в воспитании невозможно. Но как наказывать правильно?
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить ребенка — означает нарушить его права и совершить серьезную педагогическую ошибку
Главным мотивом для выбора более сложного метода наказания и отказа от физического наказания должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания.
Как физическое наказание влияет на ребёнка?
Ребенок быстро учится бояться не того, что он совершает дурной поступок, а именно наказания за него со стороны родителей. То есть, взрослые получают возможность контролировать поведение ребенка лишь сейчас, сиюминутно, но только ценой страха, который в той или иной форме будет преследовать его потом всю жизнь.
Систематический страх по отношению к человеку, которого ребенок очень любит и всецело от него зависит, формирует у него так называемый базовый невроз. Впоследствии это непременно скажется в неумении устанавливать близкие отношения с окружающими, снижении внутренней самооценки, которая в итоге определяет успешность человека.
Поскольку львиная доля шлепков — следствие неспособности родителей контролировать свой гнев, свое неадекватное поведение — они автоматически теряют моральное право требовать от ребенка умения контролировать свои поступки. Ведь сами родители так часто подают детям пример именно такого неприемлемого поведения и отсутствия самоконтроля.
Наказание без оскорбления и унижения
Применяя насилие над ребёнком, взрослые пользуются правом сильного. Как правило, эффекта воспитания не достигается. Малыш не понимает, за что его наказали, но твёрдо осознает: "сильный прав". Как правило, этот тезис отрабатывается на более слабых детях или животных.
Психологические последствия таких наказаний могут быть самыми разнообразными. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате избиений у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующее наказание, у него появляется головная боль. Такому ребёнку трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях, потому что он постоянно находится в ожидании нападения.
Американский психолог Кэмпбелл не рекомендует телесные наказания еще и потому, что они нарушают формирование совести у ребенка. Телесное наказание унижает его. В результате частых наказаний ребенок убеждается в том, что искупает таким образом свой проступок. У него не формируется здоровое чувство вины, которое становится внутренним ограничителем шалостей. А вместо этого появляется страх наказания. Излишнее чувство вины вредно для нормального психического развития малыша.
И еще одна негативная сторона наказаний: ребенок начинает чувствовать, что агрессивный способ обращения с людьми — это норма и что быть агрессивным — правильно. Впоследствии, он так же станет воспитывать своих детей.
Правила наказаний от Леви
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. И. Леви, врач-психотерапевт, доктор медицинских и психологических наук:
— Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика. Это нужно учитывать при наказании.
— Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
— Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым.
— Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
— Наказан - прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.
— Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
— Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
— Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
— Наказание не должно вредить здоровью.
— За один проступок — одно наказание.
Читайте также:
Россияне стали больше заниматься половым воспитанием детей
Удары в лоб лучше подзатыльников
Порка детей калечит их нервную систему
Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!
Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.
- Вера в сверхъестественное мешает спать
- Отсутствие самоанализа рождает психопатов
- Психолог рекомендует просто "повесить трубку", чтобы улучшить себе настроение
- Список дел поможет избавиться от синдрома отложенной жизни
- Сфокусируйтесь на себе, чтобы минимизировать стресс
- Стремление к чистоте может быть признаком сексуального возбуждения или агрессии
- Прозрачность усыновления помогает детям
- Самопомощь при стрессе: не стройте планы