Воспитание и наказание: бить или не бить?
Воспитание и наказание: бить или не бить?. воспитание и наказание

Метод физического наказания многие родители называют самым "эффективным". На самом деле такое наказание — наиболее простой и удобный для них способ, ведь проявления гнева естественны для любого человека. А вот умение сдержать себя требует серьезных усилий. Чаще всего обойтись без наказаний в воспитании невозможно. Но как наказывать правильно?

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить ребенка — означает нарушить его права и совершить серьезную педагогическую ошибку

Главным мотивом для выбора более сложного метода наказания и отказа от физического наказания должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания.

Как физическое наказание влияет на ребёнка?

Ребенок быстро учится бояться не того, что он совершает дурной поступок, а именно наказания за него со стороны родителей. То есть, взрослые получают возможность контролировать поведение ребенка лишь сейчас, сиюминутно, но только ценой страха, который в той или иной форме будет преследовать его потом всю жизнь.

Систематический страх по отношению к человеку, которого ребенок очень любит и всецело от него зависит, формирует у него так называемый базовый невроз. Впоследствии это непременно скажется в неумении устанавливать близкие отношения с окружающими, снижении внутренней самооценки, которая в итоге определяет успешность человека.

Поскольку львиная доля шлепков — следствие неспособности родителей контролировать свой гнев, свое неадекватное поведение — они автоматически теряют моральное право требовать от ребенка умения контролировать свои поступки. Ведь сами родители так часто подают детям пример именно такого неприемлемого поведения и отсутствия самоконтроля.

Наказание без оскорбления и унижения

Применяя насилие над ребёнком, взрослые пользуются правом сильного. Как правило, эффекта воспитания не достигается. Малыш не понимает, за что его наказали, но твёрдо осознает: "сильный прав". Как правило, этот тезис отрабатывается на более слабых детях или животных.

Психологические последствия таких наказаний могут быть самыми разнообразными. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате избиений у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующее наказание, у него появляется головная боль. Такому ребёнку трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях, потому что он постоянно находится в ожидании нападения.

Американский психолог Кэмпбелл не рекомендует телесные наказания еще и потому, что они нарушают формирование совести у ребенка. Телесное наказание унижает его. В результате частых наказаний ребенок убеждается в том, что искупает таким образом свой проступок. У него не формируется здоровое чувство вины, которое становится внутренним ограничителем шалостей. А вместо этого появляется страх наказания. Излишнее чувство вины вредно для нормального психического развития малыша.

И еще одна негативная сторона наказаний: ребенок начинает чувствовать, что агрессивный способ обращения с людьми — это норма и что быть агрессивным — правильно. Впоследствии, он так же станет воспитывать своих детей.

Правила наказаний от Леви

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. И. Леви, врач-психотерапевт, доктор медицинских и психологических наук:

— Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика. Это нужно учитывать при наказании.

— Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.

— Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым.

— Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.

Наказан - прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.

— Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

— Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

— Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

Наказание не должно вредить здоровью.

— За один проступок — одно наказание.

Читайте также:

Россияне стали больше заниматься половым воспитанием детей

Удары в лоб лучше подзатыльников

Порка детей калечит их нервную систему

Кириллов Вадим
Магическая корица Магическая корица Спецпроект
10 причин добавлять корицу в свою пищу.
Не очень сладкая сказка. Что входит в состав конфет? Не очень сладкая сказка. Что входит в состав конфет? Здоровье и профилактика
Каждый с детства помнит мультфильм «Сладкая Сказка». Как нам хотелось попасть туда, в сладкую сказку под названием «кондитерская фабрика».