Гендерное поведение определяют тучные клетки мозга

Тучные клетки в развивающемся мозге предопределяют гендерное поведение взрослых особей. 15932.jpeg
Фото: nibler. ru

В августовском номере Journal of Neuroscience были опубликованы результаты нового американского исследования, которое показало, что феминное или маскулинное поведение индивида зависит от активности тучных клеток (мастоцитов) во время развития мозга. Именно они предопределяют половую дифференциацию мозга, считают ученые.

Тучные клетки — высокоспециализированные иммунные клетки соединительной ткани у позвоночных животных, которые участвуют в адаптивном иммунитете — особенно в воспалительных и аллергических реакциях. Тучные клетки рассеяны по соединительной ткани организма, особенно под кожей, вокруг лимфатических узлов и кровеносных сосудов; содержатся в селезенке и костном мозге. Тучные клетки содержат большое количество цитоплазматических гранул, окрашиваемых катионными красителями. Гранулы включают гепарин, гистамин, интерлейкины и нейтральные протеазы. При активации, например, при аллергической реакции, тучные клетки высвобождают содержимое гранул в окружающую ткань.

Уже много лет ученые сходятся в мнении, что гендерное и сексуальное поведение человека сложно классифицировать и однозначно определить, есть ли у него "мужские" или "женские" признаки. По результатам этого исследования можно говорить о биологическом предопределении социальных ролей и моделей поведения.

Команда ученых во главе с Кэтрин Ленц (Kathryn Lenz) из Университета штата Огайо (Колумбус, США) провела исследование на лабораторных крысах. Они изучали преоптическую область гипоталамуса у новорожденных и у годовалых самцов-грызунов. Эта область мозга регулирует сексуальное поведение. По словам Ленц, "она отвечает за репродуктивное и социальное поведение у особей мужского пола".

Ученые вводили крысам вещества, стабилизирующие мембраны тучных клеток, и изучали их взаимодействие с самками, готовыми к спариванию. Они обнаружили, что по сравнению с контрольной группой самцов, эти грызуны проявляли меньшую заинтересованность в сексуальных отношениях. Они также обнаружили, что поведение самок крыс с активированными тучными было похоже на поведение готовых к спариванию самцов. "У этих сексуально активных самок крыс нет полового аппарата, чтобы проявлять маскулинное репродуктивное поведение. Однако они действуют так активно, что сложно определить их пол. Эти животные так сильно мотивированы, что даже проявляют интерес к другим самкам", — рассказала Кэтрин Ленц.

Исследователи полагают, что эти изменения обуславливает эстрадиол, которые и играет роль первичного маскулинизирующего гормона, определяющего половую дифференциацию мозга. Эстрадиол активирует тучные клетки, которые высвобождают гистамин. Он в свою очередь стимулирует макрофаги ЦНС (микроглия), которые высвобождают медиаторы воспления — простагландины, что и предопределяет половое поведение у мужчин. Чем выше доза эстрадиола, тем более маскулинизирующее действие он оказывает на формирующийся мозг. "В будущем мы хотим разобраться в фундаментальных механизмах, которые стимулируют развитие мозга и предопределяют социальное поведение у особей разного пола", — делится планами Кэтрин Ленц.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Попыхов Дмитрий
Проводит исключительно безлекарственную психотерапию неврозов (паническое расстройство, фобии, навязчивости, стрессовое расстройство и др.), владеет арт-терапевтическими, гипнотерапевтическими техниками, ДПДГ и методами краткосрочной стратегической терапии
Шишов Георгий
Врач психотерапевт, психолог
Гончарова Маргарита
Специализируется на психодиагностике и консультировании по поводу психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ, аффективных расстройств, невротических расстройств

Ученые из Австралии: темный шоколад увеличивает объем полезных кишечных бактерий Ученые из Австралии: темный шоколад увеличивает объем полезных кишечных бактерий Здоровье
Специалисты из Университета Мельбурна, проведя множество исследований, заметили, что темный шоколад оказывает положительный эффект на здоровье кишечника.
Косметолог Егорова перечислила причины появления морщин на переносице Косметолог Егорова перечислила причины появления морщин на переносице Здоровье
Дерматолог Татьяна Егорова проинформировала о причинах, влияющих на появление морщин на переносице. На них нередко жалуются пациенты обоих полов и разных возрастов.