Ученые нашли новую форму ДНК: не двойная спираль, а "запутанный узел"

Ученые нашли новую форму ДНК: не двойная спираль, а
Фото: news.bigmir.net

ДНК - не только двойная спираль! Ученые обнаружили новую ДНК структурц, которую раньше видели в лабораторных клетках, но не могли увидеть в живых.

Удивительная и замысловатая симметрия ДНК - "запутанный узел"

Открытие "запутанного узла" ДНК в живых клетках ясно подтверждает, что генетический код выстроен с намного более замысловатой и удивительной симметрией, чем считалось ранее. Это, кроме двойной спирали, еще и формы, которые принимают молекулярные вариации.

"Когда мы думаем о ДНК, то представляем двойную спираль,  - сказал исследователь терапевтических антител Гарванского института медицинских исследований Австралии Дэниел Крайст.  -  Новое исследование показало, что существуют абсолютно другие ДНК структуры, которые так же важны для клеток."

Для чего нужна I-мотивация - вставка ДНК?

Новый компонент ДНК назвали структурой вставочного мотива - в оригинале i-motif (от слова intercalated - вставочный). Данный мотив был открыт еще в 1990 годах. Его наблюдали только в лабораторных условиях, но не встречали в реальных живых клетках. Команда Крайста установила, что i-мотив есть и у обычных живых клеток. Это означает, что такая структура важна для клеточной биологии. Раньше факт этого ставился под сомнение. Теперь ученые внимательней изучат роль "запутанного узла".

Четырехвитковый "узел" ДНК

"I-мотив это четырехвитковый узел ДНК,  - пояснил соавтор исследования, специалист по геномике Марсель Дингер.  - В структуре узла буквы цитозина одной цепи ДНК связываются между собой, что сильно отличается от двойной спирали." По словам руководителя еще одного такого исследования Махди Зераати, i-мотив - единственная из ДНК-структур, в которой задействована только одна цепочка, в отличие от других, которые тоже могут существовать в клетках. Другой вид ДНК-структуры - Г-квадруплекс (G4) ДНК, ученые нашли в человеческих клетках в 2013 году.

Антитела прицепляются к i-мотивам клеток

"Больше всего поразило, сообщил Махди Зераати, - как зеленые точки - i-мотивы - появлялись и исчезали. Мы поняли, что они могут образовываться, расползаться и появляться снова".

Хотя еще предстоит многое узнать, как функционируют i-мотивы, данное открытие показывает, что временные i-мотивы начинают образовываться обычно в поздний период жизненного цикла клетки, когда активно считывается ДНК. I-мотивы образуются преимущественно в промоторных участках - таких регионах ДНК, которые контролируют включение и выключение генов,  а также в теломерах - генетических маркерах, тесно связанных со старением. Теперь предстоит исследовать, что именно i-мотивы делают внутри живых организмов, какую роль они играют. Что важную - уже абсолютно понятно. Но какую именно?..

Дельный Борис

Быстрые новости от Медпульс.Ру в Telegram

Вирусолог оценил риск заражения COVID-19 через букет цветов Вирусолог оценил риск заражения COVID-19 через букет цветов Здоровье
Риск заразиться коронавирусом через цветы практически равен нулю.
Индийский диетолог рассказала, как избавиться от сахарной зависимости Индийский диетолог рассказала, как избавиться от сахарной зависимости Здоровье
Одна из причин пристрастия к сахару — это обезвоживание.