Фильмы в формате 3-D: популярность растет, зрение - падает

6009.jpegФильмы в формате 3-D становятся все более и более популярными не только у зрителей, но и у производителей — как телевизионной техники, так и кинопродюсеров. Зачастую заинтересованная сторона умалчивает о вреде для здоровья, который может наступить при просмотре фильмов в трехмерном пространстве.

Феномен популярности "Аватара" заставил производителей в погоне за прибылью плюнуть на здоровье зрителей.

Миллионы людей жалуются на здоровье после просмотра фильмов в формате 3-D. По данным офтальмологов, проблемы со зрением могут возникнуть у каждого четвертого зрителя. От слезотечения и рези в глазах — вплоть до тошноты и головной боли.

Поскольку эти проблемы далеко не новость, некоторое время назад ученые приступили к разработке специальных 3-D экранов, просмотр фильмов на которых не наносил бы такого колоссального ущерба здоровью. Подобные устройства уже могли бы появиться и на рынке, но этому препятствует индустрия развлечений, заинтересованная в увеличении количества кинофильмов, телевизионных шоу и прочего, снятых в формате 3-D.

Читайте также: Как убрать "пятнистые" глазки?

Джефф Катценберг, глава американской кинокомпании Dreamworks, назвал кинофильмы 3-D "величайшей инновацией в кино со времени появления цветной пленки". Такие кинокомпании, как концерн AMC Entertainment или электронный гигант Panasonic инвестируют в эту отрасль миллиарды, чтобы приучить людей смотреть кино- и телепрограммы в 3-D. Даже телевизионщики ничтоже сумняшеся начинают предлагать первые программы в формате 3-D, пытаясь вытеснить телевизоры с "плоским" 2-D.

Как подчеркивает Welt-online, имеются также доказательства того, что потребители без фанатизма и энтузиазма валят на просмотр кинофильмов 3-D, как этого ожидали производители такого рода продукции. Американские зрители в 2010 году потратили на 10,6 млрд. долларов меньше, чем в предшествующем году на просмотр фильмов в трехмерном формате.

Первые телевизоры с экранами для демонстрации фильмов 3-D начали продавать в США в прошлом году. Однако уровень их продаж составил менее $ 1,6 млн., что не вполне соответствует предварительным ожиданиям, к которым пришла фирма DisplaySearch, занимавшаяся исследованием этого рынка сбыта. Тем не менее на международной выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, состоявшейся в начале января этого года, были представлены новые телевизоры 3-D. Как и в кино, вам также необходимо для этого оборудование дополнительные очки.

Механизм воздействия плохо изучен

Как воздействует просмотр 3-D фильмов на человеческий организм точно не известно. Механизм этого воздействия пока еще плохо изучен. Глобальные исследования нигде не проводились. Изучение 115 добровольцев из Южной Кореи показало, что кинофильмы в формате 3-D создают большую нагрузку на глаза, чем 2-D. На основании этого исследования правительство рекомендовало после часового сеанса 3-D обязательно на 15 минут делать перерыв. Онлайновый опрос, проведенный Ассоциацией американских офтальмологов выявил, что около 25 процентов зрителей посмотревших 3-D фильм испытывают головную боль, тошноту или проблемы со зрением.

Несмотря на то, что производители телевизоров проводили исследования на эту тему, но свои результаты они не опубликовали. Корпорация Samsung на своем австралийском сайте, например, предупреждает, 3-D телевидение может привести к "кинетозу (расстройству движения), дезориентация, нагрузке на глаза и понижению координации движений". Зрители могут потерять равновесие и упасть. Люди в плохой физической форме, те, кто недосыпает или злоупотребляет алкоголем должны воздерживаться от просмотра фильмов 3-D, говорится в публикации. Также не рекомендуется, чтобы дети до шести лет смотрели 3-D, поскольку это может негативно сказаться на их развитии вообще и на зрении в частности.

Косоглазие, как условие просмотра?

Единственная серьезная 3-D-технология, в которой не используются специальные очки, называется лентикулярной. Она, собственно говоря, предназначена для показа в небольших, по сравнению с кинотеатрами, помещениях, однако для нее нет фильмов.

Впечатление стереоизображения в 3-D фильмах создается потому, что глаз одновременно видит несколько изображений одновременно. Однако наши глаза так устроены, что ищут еще какие-либо свидетельства глубины пространства. Глаз фокусирует на различные расстояния, чтобы ясно различать предметы. Когда объект приближается — глаз смотрит вовнутрь, к носу.

"По крайней мере это одна из причин, почему люди чувствуют себя усталыми или не очень хорошо", — утверждает профессор Калифорнийского университета в Беркли Мартин Бэнкс.

Чем ближе зритель приближается к экрану, например, к телевизору — тем больше проблем для здоровья может возникнуть.

6010.jpegРоджер Фелпс, офтальмолог из Калифорнии, утверждает, что большинство проблем со зрением возникало у тех, у кого и раньше уже были проблемы с глазами. "Если они несколько хуже видят во время вождения автомобиля, значит у них скорее всего возникнут неприятные ощущения при просмотре таких фильмов," — говорит Фелпс.

Чтобы избежать слишком серьезных последствий от просмотра 3-D фильмов, рекомендуется не напрягать глаза слишком длительное время. Обратите также внимание, чтобы основной элемент эпизода, например, лицо актера, находилось на том же расстоянии, на котором, как кажется, расположен экран. Эти простые советы позволяют избежать, чтобы глаза как можно меньше смотрели друг на друга. Хотя с другой стороны, такие ограничения никак не укладываются в режиссерские замыслы, которыми их создатели хотят нас поразить.

Ученые продолжают разрабатывать новые разновидности очков, которые позволяют лучше лицезреть спецэффекты и меньше напрягать зрение. Скептики полагают, пока новые разработки достигнут широкого потребителя — пройдут годы.

Буккер Игорь
Киви- птичка, фрукт или ягода? Киви- птичка, фрукт или ягода? Что новенького?
Киви - кисло-сладкая ягода родом из китайской провинции Шэньси, в 20-ом веке киви привезли в Новую Зеландию.
Медпомощь на дому: учимся делать уколы Медпомощь на дому: учимся делать уколы Профилактика
Внутримышечная инъекция - самый распространенный и наиболее простой способ введения в организм лекарственных препаратов.