Руль для ребенка без тормозов...

Такие дети - всегда головная боль для родителей и педагогов. Они ни секунды не сидят на месте, не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном, не слушаются старших, обижают ровесников - словом, ведут себя, с точки зрения взрослых, неадекватно. Что же делать с неуправляемым ребенком? За комментариями корреспондент "MedPulse.ru" обратилась к детскому психологу Наталье Антоновой.

- Речь идет о так называемых расторможенных, или гиперактивных детях, - говорит Наталья. - К сожалению, гиперактивность часто принимается за признак нестандартности, родители таких детей убеждены, что их ребенок - так называемый "индиго", что у него необыкновенные способности. Поэтому их чаду все сходит с рук - мол, он не такой, как все, ему можно то, чего нельзя другим, например, ударить кого-то по голове. Хотя на самом деле он может быть просто педагогически запущенным.

Дети действительно одаренные редко отличаются ярко выраженной агрессивностью. Да, им сложно выстроить отношения с окружающим миром. Они, как правило, либо несколько замкнуты, либо чуть более агрессивны, чем их сверстники. Но за свою практику я, честно говоря, не встречала ни одного гиперактивного ребенка, который был бы по-настоящему одаренным, талантливым. Это совсем из другой оперы...

Психолог считает, что основная причина гиперактивности - в индивидуальных особенностях ребенка.

- Ему быстро становится неинтересно заниматься каким-то одним делом, а энергию выплеснуть необходимо. Отсюда и неадекватные поступки. К примеру, пятилетний мальчик в детском саду на глазах у воспитателей разбил в туалетной комнате раковину, унитаз. На занятиях в школе такой ребенок может отказаться выполнять задание учителя или будет мешать соседям вместо того, чтобы учиться. Он может посреди урока встать, выйти из класса, потому что ему скучно.

Нередко родители и педагоги уверены, что с таким "нестандартным" ребенком ничего нельзя сделать. Его либо оставляют в покое, отчего он еще больше распускается, либо постоянно ругают, пытаясь насильно внушить правила хорошего тона. Толку от такой "педагогики" мало. 

2294.jpegГлавное для детей без тормозов, по мнению специалиста, - режим дня. Его необходимо распланировать так, чтобы ребенок постоянно переключался с одного дела на другое. Порисовали - позанимались гимнастикой - сходили погуляли...

К сожалению, это возможно, скорее, в домашних условиях. В группе или классе, где под началом учителя 20-30 человек, найти к каждому индивидуальный подход затруднительно. Тем более что есть и медлительные дети, тугодумы, которым сложно и некомфортно постоянно менять род занятий, им необходимо во все вникнуть и довести начатое дело до конца. Поэтому, насколько ребенок сумеет приспособиться к коллективу, зависит в первую очередь от родителей.

- Для гиперактивных детей очень полезна физическая нагрузка, - рекомендует Наталья Антонова. - К примеру, игры с мячом хорошо сбрасывают напряжение после сидячих занятий.

В одной группе детского сада было три таких неуправляемых мальчика, которые буквально не могли усидеть на месте, а уж спать в тихий час их уложить было невозможно. Тогда воспитательница стала устраивать соревнования: "А ну-ка быстро лезем под кровати, кто вперед?" После этого дети спали прекрасно.

2295.jpegЕсли ваш ребенок страдает "синдромом гиперактивности", то еще до того, как отдавать малыша в детское учреждение, следует адаптировать его к включению в коллектив. Гиперактивный ребенок часто оказывается там "белой вороной" из-за неумения подчиняться групповым правилам. Поэтому лучше, если вы научите его сначала играть в небольшой компании со сверстниками. Очень полезны игры на развитие внимания, а также на ограничение двигательной активности. Можно устроить "час тишины", когда ребенок должен вести себя тихо, или затеять такую игру, в которой малыш будет совершать какие-либо действия только по команде.

Ошибка многих взрослых в том, что они нередко начинают давить на таких детишек, заставляя их делать что-то из-под палки, считает психолог. Между тем, надо стараться увлечь малыша тем, что ему по-настоящему интересно. Иначе он либо не будет слушаться, либо начнет со скуки хулиганить.

Помните, что даже к самому трудному ребенку можно подобрать ключик!

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Здоровье
Онкохирург Ильдус Мухаметов напомнил, что рак кишечника на данный момент по-прежнему занимает лидирующие позиции по распространению среди населения.
Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Здоровье
Кандидат медицинских наук Денис Соколов проинформировал о процессах в организме, которые приводят к сгущению крови.