Бактерии перестали бояться спирта

Бактерии перестали бояться спирта. 15889.jpeg
Фото: fb.ru

Бактерии приобретают устойчивость к антибиотикам. Лечить вызванные ими инфекции становится все труднее и дороже. До недавнего времени снизить внутрибольничную заболеваемость помогали кожные антисептики. Однако, как показало недавнее австралийское исследование, опубликованное в журнале Science Translational Medicine, появляются бактерии, резистентные к спирту.

Во всех медицинских учреждениях действуют строгие санэпидрежимы, чтобы обезопасить врачей и пациентов. Например, в Австралии каждая палата оборудована специальным дозатором, содержащим кожный антисептик на спиртовой основе. В их состав входит 70-процентный изопропиловый или этиловый спирты, которые быстро и эффективно убивают бактерии. Сначала эта мера помогала, и число случаев внутрибольничного заражения резко сократилось. Однако в последние годы ученые отмечают рост нозокомиальных инфекций. Зачастую их возбудителем является бактерия Enterococcus faecium, устойчивая к лекарствам.

Команда ученых во главе с Сачей Пайдот (Sacha Pidot), профессором в Университете Мельбурна (Австралия) решили выяснить, как широкое использование спиртосодержащих средств влияет на внутрибольничную флору. Они взяли образцы бактерий из двух больниц Мельбурна - Больницы Остина и Медицинского центра Монаш. Суммарно ученые исследовали 139 штаммов E. faecium, появившихся с 1997 по 2015 годы, и оценили, насколько хорошо каждый из них переносит кожные антисептики. Ученые выяснили, что микроорганизмы, появившиеся в 2010 году и позже, были в 10 раз более устойчивыми к воздействию спиртов, по сравнению с существовавшими до 2004 года.

Затем ученые поместили бактерии на дно клеток для лабораторных мышей, которые обрабатывали спиртосодержащими средствами. Животные контактировали с микроорганизмами в течение часа, затем мышей пересаживали в другие клетки, где они проводили еще 7 дней. По окончании эксперимента ученые обнаружили, что самые новые спиртоустойчивые штаммы E. faecium более активно колонизировали кишечник грызунов. Генетические исследования показали, что резистентность бактерии к спирту вызвали мутации в определенных генах, отвечающих за метаболизм.

«Развитие устойчивых к спирту штаммов E. faecium снижает эффективность стандартных мер дезинфекции», - считает Сача Пайдот.

Однако в этом эксперименте изучали только две больницы одного города, и поэтому говорить об общей тенденции возникновения спиртоустойчивых бактерий еще рано. Так что в ближайшем будущем человечеству придется изобретать не только новые антибиотики, но и новые дезинфицирующие средства.

Депутат ГД РФ Журавлев раскритиковал чиновников великого Новгорода за дефицит лекарств Депутат ГД РФ Журавлев раскритиковал чиновников великого Новгорода за дефицит лекарств Здоровье
Депутат Госдумы Алексей Журавлев, возглавляющий партию "Родина", побывал с рабочим визитом в Великом Новгороде.
Академики обеспокоились избытком сахара в школьных буфетах Академики обеспокоились избытком сахара в школьных буфетах Здоровье
Несмотря на то, что с витрин буфетов в основном исчезли "вредная" газировка, сухарики и чипсы, вопросы к ассортименту продукции все еще остались.