Бактерии перестали бояться спирта

Бактерии перестали бояться спирта. 15889.jpeg
Фото: fb.ru

Бактерии приобретают устойчивость к антибиотикам. Лечить вызванные ими инфекции становится все труднее и дороже. До недавнего времени снизить внутрибольничную заболеваемость помогали кожные антисептики. Однако, как показало недавнее австралийское исследование, опубликованное в журнале Science Translational Medicine, появляются бактерии, резистентные к спирту.

Во всех медицинских учреждениях действуют строгие санэпидрежимы, чтобы обезопасить врачей и пациентов. Например, в Австралии каждая палата оборудована специальным дозатором, содержащим кожный антисептик на спиртовой основе. В их состав входит 70-процентный изопропиловый или этиловый спирты, которые быстро и эффективно убивают бактерии. Сначала эта мера помогала, и число случаев внутрибольничного заражения резко сократилось. Однако в последние годы ученые отмечают рост нозокомиальных инфекций. Зачастую их возбудителем является бактерия Enterococcus faecium, устойчивая к лекарствам.

Команда ученых во главе с Сачей Пайдот (Sacha Pidot), профессором в Университете Мельбурна (Австралия) решили выяснить, как широкое использование спиртосодержащих средств влияет на внутрибольничную флору. Они взяли образцы бактерий из двух больниц Мельбурна - Больницы Остина и Медицинского центра Монаш. Суммарно ученые исследовали 139 штаммов E. faecium, появившихся с 1997 по 2015 годы, и оценили, насколько хорошо каждый из них переносит кожные антисептики. Ученые выяснили, что микроорганизмы, появившиеся в 2010 году и позже, были в 10 раз более устойчивыми к воздействию спиртов, по сравнению с существовавшими до 2004 года.

Затем ученые поместили бактерии на дно клеток для лабораторных мышей, которые обрабатывали спиртосодержащими средствами. Животные контактировали с микроорганизмами в течение часа, затем мышей пересаживали в другие клетки, где они проводили еще 7 дней. По окончании эксперимента ученые обнаружили, что самые новые спиртоустойчивые штаммы E. faecium более активно колонизировали кишечник грызунов. Генетические исследования показали, что резистентность бактерии к спирту вызвали мутации в определенных генах, отвечающих за метаболизм.

«Развитие устойчивых к спирту штаммов E. faecium снижает эффективность стандартных мер дезинфекции», - считает Сача Пайдот.

Однако в этом эксперименте изучали только две больницы одного города, и поэтому говорить об общей тенденции возникновения спиртоустойчивых бактерий еще рано. Так что в ближайшем будущем человечеству придется изобретать не только новые антибиотики, но и новые дезинфицирующие средства.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Пшеничко Лариса
В качестве врача-эндокринолога занимается лечением и диагностикой гормональных нарушений; заболеваний щитовидной железы; патологии надпочечников; сахарного диабета 1-го и 2-го типа; нейропатий при сахарном диабете; опухолей гипофиза; дисфункции яичников
Тимофеева Галина
Владеет современными знаниями, опытом работы в клинической эндокринологии
Игнатова Ольга
Занимается ведением пациентов с дистальной полинейропатией, синдромом диабетической стопы, лечением ожирения, остеопороза, эндокринных причин бесплодия у женщин и мужчин

При недостатке глубокой фазы сна начинаются проблемы с памятью и работой мозга При недостатке глубокой фазы сна начинаются проблемы с памятью и работой мозга Здоровье
Врачи проинформировали о последствиях для организма в результате отсутствия глубокой фазы сна или её нехватки во время ночного отдыха.
Врачи рассказали, что со стрессом во время диеты поможет справиться ромашка Врачи рассказали, что со стрессом во время диеты поможет справиться ромашка Здоровье
При уменьшении привычного количества потребляемых калорий, нервная система автоматически реагирует, что является неотъемлемым аспектом процесса похудения.