Медсправка для водителя: покупать станет невыгодно

Медсправка для водителя: покупать станет невыгодно. 9823.jpeg

"У меня проблемы со зрением, но все еще продолжаю работать водителем на предприятии. В конце прошлого года услышал от нескольких знакомых, что правила водительских медосмотров, в том числе и предрейсовых, весной в корне изменятся. Верно ли это?" — на этот и другие вопросы читателей Medpulse и автолюбителей отвечает юрист Николай Кузьмичев.

Раз в 10 лет

Теперь законопослушным водителям потребуется проходить медицинскую комиссию раз в десять лет. Такое стало возможным благодаря поправкам в закон о безопасности дорожного движения, подписанный накануне Нового года. (Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения").

Этими поправками буквально переписана вся та часть закона, которая касалась водителей с медицинской точки зрения. При этом жизнь обычных автомобилистов поправки заметно упростили. Тем же, кто работает водителями, к медосмотрам придется относиться со всей серьезностью. Их результат может обернуться приостановлением действия прав. Конкретизированы понятия обязательных медосвидетельствований. Прописано, где, на каких основаниях и за чей счет их должны проходить водители.

Читайте также: Болезни сердца и группа крови. Что от чего зависит?

А если водитель лишен прав?

Так, например, проходить обязательное освидетельствование должны кандидаты в водители. А те, у кого права уже есть, должны будут его проходить только при обмене прав. Таким образом, законопослушным водителям, для которых права — не источник дохода, посещать медкомиссию придется не чаще одного раза в десять лет (срок действия водительского удостоверения). До сих пор они должны были по закону заглядывать к врачам на осмотр раз в два года. Хотя по факту большинство из автомобилистов и так обращались за справками раз в десять лет. Ведь их наличие на дороге никто не проверяет. Если водитель был лишен прав, для их возврата ему потребуется пройти медкомиссию только в том случае, если лишали его за нетрезвое вождение или отказ от прохождения медосвидетельствования. Также к врачам придется наведаться и тем, кто попал под уголовную статью, и был лишен права заниматься определенной деятельностью (управления транспортным средством).

Зато водителям-профессионалам, то есть тем, кто работает за рулем, придется посещать врачей чаще. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу. Периодическое освидетельствование — не реже одного раза в два года. А также предрейсовый и послерейсовый осмотры. Предрейсовый осмотр не проходят те водители, которые работают в экстренных оперативных службах и чья работа связана с выездами по вызовам. То есть водители в полиции, "скорой помощи", пожарные. Действительно, сложно представить проверку водителя реанимобиля перед выездом за пациентом. Послерейсовый осмотр должны проходить водители, чья работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов.

Медсправки могут быть приостановлены

Уточнено, где водители могут проходить обязательное освидетельствование: только в медорганизациях, имеющих соответствующую лицензию. Это может быть как государственная, так и муниципальная или частная клиника. Но теперь законом установлено, что обследование врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом может проводиться только в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя.

Теперь появится возможность и приостанавливать действия медсправки и прав. В случае если у водителя-профессионала при периодическом освидетельствовании выявлено заболевание или состояние, при котором противопоказано управление автомобилем, его направят на обследование и последующее лечение. А действие медицинского заключения прекратят. Если после прохождения внеочередного освидетельствования диагноз подтвердится, то заключение аннулируют, о чем поставят в известность ГИБДД. Но это касается только водителей-профессионалов. Обычным водителям при выявлении противопоказанных заболеваний в заключении просто не допустят к управлению, а в ГИБДД на основании этого заключения не выдадут права. Порядок проведения освидетельствования, а также приостановления и аннулирования заключений еще должен разработать и окончательно утвердить Минздрав.

Торговля медсправками станет невыгодной

А вот обновленный порядок приостановления действия и аннулирования водительского удостоверения должно разработать МВД. Напомним, что сейчас аннулировать права может только суд. И такие факты были. После проверки Генпрокуратурой некоторых экзаменационных подразделений были выявлены случаи выдачи прав тем, кто состоит на учете в наркодиспансерах. Понятно, что справки были поддельные. Однако у ГИБДД тоже нет возможности устанавливать их подлинность. В итоге по этим фактам дела были направлены в суд, который аннулировал права.

Перечень же заболеваний и состояний, при которых противопоказано управление транспортным средством, должен быть утвержден постановлением правительства. Закон вступает в силу уже в марте 2014 года.

Думается, теперь врачам будет невыгодно торговать медсправками без осмотра водителей. Они будут нести административную ответственность за проведение освидетельствования. Соответствующие поправки в КоАП тоже вступят в силу в марте. За нарушение порядка освидетельствования сами врачи будут наказываться штрафом от тысячи до полутора тысяч рублей, должностные лица — от двух до трех тысяч рублей, а юридические — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Частные предприниматели без образования юридического лица будут отвечать как юрлица.

Сонин Александр

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Сарана назвал "нерациональным" наличие свободных коек в стационарах Петербурга Сарана назвал "нерациональным" наличие свободных коек в стационарах Петербурга Здоровье
Первый зампредседателя главы Комитета по здравоохранению Петербурга Андрей Сарана прокомментировал наличие свободного коечного фонда в городе.
Смольный не обеспечил достаточное количество свободных мест для больных COVID-19 Смольный не обеспечил достаточное количество свободных мест для больных COVID-19 Здоровье
Эпидемиологическая обстановка с COVID-19 в Петербурге остается напряженной. На фоне стремительного роста заболеваемости в ряде стационаров Северной столицы уже закончились свободные койки.