Родители, навострите ушки!

В основном родители тревожатся, когда их ребенок не начинает говорить в 2-3 года или делает это плохо. А между тем, бить тревогу надо еще в тот период, когда гуление грудничка не перешло в лепет. Если младенец не реагирует на громкие звуки, а ребенок постарше часто переспрашивает, плохо говорит и просит погромче включить телевизор - это повод проверить его слух. Как это сделать?

В норме развитие слуха проходит примерно такие этапы. В возрасте 2-3 недель кроха вздрагивает от громких звуков, в 1 месяц поворачивает головку на голос позади него, в 4 месяца следит за звучащей игрушкой. В этот же период речь мамочки вызывает у малыша улыбку и активное движение ручек и ножек, пятимесячный грудничок гулит, агукает, а ближе к 6-8 месяцам лепечет слоги: «ба-ба», «ня-ня» и др.

В год нормально слышащий ребенок произносит простые слова: «мама», «папа», «баба», «деда». А к двум годам он пытается воспроизводить фразы и предложения. И вот тут у малыша, который имеет проблемы со слухом, начинаются основные неприятности. Дело в том, что кроха копирует речь взрослых, как слышит. То есть произносит обрывки фраз, коверкает слова. Детское сюсюканье, которое вызывает у некоторых взрослых восторг, по мнению врачей, может быть не чем иным, как отставанием в интеллектуальном развитии по причине нарушения слуха.

Родителей должно насторожить, если малыш просит включить телевизор громче, чем слушают другие члены семьи, невпопад отвечает на вопросы, постоянно переспрашивает. Когда ребенок с проблемами слуха идет в школу, у него возникают еще и психологические неприятности. А также недоразумения с письменной речью: ведь такой ребенок как слышит, так и пишет. А слышит он неверно. Школьник с плохим слухом постоянно переспрашивает учителя и одноклассников, это вызывает насмешки.

Читайте по теме: Если ребенок боится врачей

Врачи-оталарингологи подчеркивают, что важно выявить проблемы со слухом до года. Когда ребенок растет со слуховым аппаратом (как другие его сверстники носят, например, очки), он нормально слышит и не отстает в интеллектуальном развитии от обычных детей. Вот почему родителям необходимо следить за правильным развитием грудничка и непременно нанести первый визит к отоларингологу в 1 месяц, второй - в 4, третий - в 8, четвертый - в год.

Основной профилактикой врожденных проблем со слухом является забота матери о своем здоровье до зачатия и рождения малыша. А еще удачно протекавшая беременность, роды без тяжелых последствий. Но если врожденные проблемы со слухом уже есть, тогда, к сожалению, излечение вряд ли возможно. Нормальному развитию такого ребенка могут помочь только реабилитационные мероприятия, проводимые в сурдоцентрах.

Основная профилактика приобретенных проблем со слухом - это забота о том, чтобы ребенок меньше болел простудными заболеваниями и всевозможными инфекциями, был одет по сезону, его ушки должны быть закрыты при ветреной и холодной погоде. Носик зимой желательно смазывать оксолиновой мазью. С маленьким ребенком лучше не бывать в местах скопления народа, чтобы он не заразился инфекционными заболеваниями.

Если чадо все же заболеет, следите, чтобы риниты, отиты, гаймориты были долечены до конца. При гнойных отитах врач должен взять посев из уха на флору. Так он сможет выяснить возбудитель воспалительного процесса и правильно подберет медикаментозный препарат. После выздоровления ребенка обязательно следует показать отоларингологу. Пусть он проверит, каково у ребенка восприятие разговорной и шепотной речи после перенесенного заболевания. Если же у врача возникнут подозрения, что слух снизился, он даст направление в сурдоцентр.

Читайте также: О лечении отита и других заболеваний уха

Программы реабилитации слабослышащих детишек в городских сурдоцентрах обычно спонсируются муниципальными властями. Все обследования, реабилитация, подбор и выдача слуховых аппаратов, как правило, проводятся бесплатно. В центрах есть специальные звучащие игрушки, «голоса» которых замерены в децибелах. С их помощью врач установит, функционирует ли слуховой нерв.

Если слух снижен, ребенка поставят в сурдоцентр на учет, подберут слуховой аппарат. Малыш обязательно будет посещать занятия с дефектологом и психологом. Если слабослышащий ребенок сможет посещать обычную школу, отоларинголог будет помогать ему с домашним заданием. Но чаще такие дети учатся в специальных школах и проходят ежегодные обследования у врачей, работающих в сурдоцентре.

 

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Давтян Светлана
Занимается диагностикой и лечением заикания, гнусавости, шепелявости, картавости и других различных речевых нарушений
Комарова Ирина
Занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений при ЗРР, дизартрии, алалии, дисграфии и дислексии.
Савельева Татьяна
Занимается с детьми и взрослыми с различными, в том числе тяжелыми, нарушениями речи: дизартрией, логоневрозом, алалией, афазией, нарушениями чтения и письма, системными нарушениями речи различного генеза

Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Здоровье
Онкохирург Ильдус Мухаметов напомнил, что рак кишечника на данный момент по-прежнему занимает лидирующие позиции по распространению среди населения.
Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Здоровье
Кандидат медицинских наук Денис Соколов проинформировал о процессах в организме, которые приводят к сгущению крови.