Лука Войно-Ясенецкий. Монах и врач

Лука Войно-Ясенецкий. Монах и врач. 6906.jpegВойно-Ясенецкий, архиепископ Лука, выдающийся мыслитель, священник, врач, профессор. Он награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45". В феврале 1946 стал лауреатом Сталинской премии I степени за разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений. А до этого прошел 20 лет лагерей и тюрем.

Будущий врач и священнослужитель Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи в семье аптекаря в 1877 году. Мальчик воспитывался в Православной вере. Молодость его прошла в Киеве, куда переехала семья. Здесь Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Решив заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", в 1903 он заканчивает медицинский факультет Киевского университета. Во время русско-японской войны заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Там он обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской. С 1905 по 1917 Войно-Ясенецкий работает земским врачом в Симбирской, Саратовской, Курской, Ярославской губерниях, а также на Украине и в Переяславле-Залесском.В 1916 году "мужицкий доктор", как называл себя Войно-Ясенецкий, защитил докторскую диссертацию. Из-за болезни жены семья переехала в Среднюю Азию, где Войно-Ясенецкий в 1917-21 работал главным хирургом Ташкента, содействовал организации Туркестанского университета. С 1920 возглавил кафедру оперативной хирургии. В этот период он был уже глубоко верующим человеком. В 1919 от туберкулеза умирает его жена, оставив четверых детей. В 1921 Войно-Ясенецкий рукоположен в сан священника, но не перестает оперировать и читать лекции. В 1923 принимает постриг под именем Лука и вскоре назначается епископом Туркестана.

20 лет лагерей, а затем бриллиантовый крест и Сталинская премия

В июне 1923 Войно-Ясенецкий был арестован как сторонник патриарха Тихона, обвинен в контрреволюционных связях. 1923-1943 — годы тюрем и ссылок (Бутырская и Таганская тюрьмы в Москве, Енисейск, Туруханск, Ташкент, Архангельск, Красноярский край). Везде, где можно, Войно-Ясенецкий не только служит, проповедует и оперирует, но и создает замечательные научные труды по хирургии. В 1943 Войно-Ясенецкий — архиепископ Красноярский, через год его переводят в Тамбов, где он продолжает медицинскую деятельность в военных госпиталях. В 1945 была отмечена его врачебная и пастырская работа. Он награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45" и получает право носить бриллиантовый крест на клобуке. В февр. 1946 архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в расширенной работе "Этюды гнойной хирургии".А в 1945-47 Войно-Ясенецкий закончил книгу "Дух, душа и тело", начатую еще в 20-е годы (при его жизни книга, увы, не издавалась). С 1946 он — архиепископ Крымский и Симферопольский. Слепота, наступившая в 1958, не мешала ему совершать божественные службы. Скончался в 1961 и похоронен в Симферополе. Канонизирован Русской православной церковью в 1996 году.

Бессмертие как необходимый постулат ума

"Дух, душа и тело" — единственное философское произведение Войно-Ясенецкого. В этой удивительной книге широко мыслящий человек, священник, врач, анализируя факты и научные открытия к. XIX — н. ХХ в., философские произведения древних и современных ему философов и цитаты Священного Писания, обосновывает свое понимание таких понятий, как "дух", "душа", в существовании которых он убежден. Войно-Ясенецкий считает, что великие научные открытия XIX-XX вв. доказывают нам неисчерпаемость наших представлений о жизни, о человеке и позволяют пересмотреть многие основные идеи естествознания. Так, познание новых важных форм энергии — радиоволн, инфракрасных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии — позволяет "…предполагать, …что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть, еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия…"Автор приводит массу примеров передачи духовной энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребенок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, "дух толпы", поток храбрости и отваги) и спрашивает: "Что же это, как не духовная энергия любви?" .Войно-Ясенецкого не удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что "кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти". Таковым он считает "дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга".Считая, что "мир имеет свое начало в любви Божией" и людям дан закон "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", Войно-Ясенецкий убежден, что должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа — вечное бессмертие. "Если совершенна и неуничтожима материя в ее физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким образом, бессмертие есть необходимый постулат ума нашего".

Орлов Александр
комменты
Как правильно пить воду Как правильно пить воду Что новенького?
Что может быть проще, чем пить воду? Как оказалось, мало кто знает, как делать это правильно. И я решил написать эту небольшую памятку.
Лучшие рецепты детоксикации Лучшие рецепты детоксикации Профилактика
Выводим из организма все вредное!