Лука Войно-Ясенецкий. Монах и врач

Лука Войно-Ясенецкий. Монах и врач. 6906.jpegВойно-Ясенецкий, архиепископ Лука, выдающийся мыслитель, священник, врач, профессор. Он награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45". В феврале 1946 стал лауреатом Сталинской премии I степени за разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений. А до этого прошел 20 лет лагерей и тюрем.

Будущий врач и священнослужитель Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи в семье аптекаря в 1877 году. Мальчик воспитывался в Православной вере. Молодость его прошла в Киеве, куда переехала семья. Здесь Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Решив заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", в 1903 он заканчивает медицинский факультет Киевского университета. Во время русско-японской войны заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Там он обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской. С 1905 по 1917 Войно-Ясенецкий работает земским врачом в Симбирской, Саратовской, Курской, Ярославской губерниях, а также на Украине и в Переяславле-Залесском.В 1916 году "мужицкий доктор", как называл себя Войно-Ясенецкий, защитил докторскую диссертацию. Из-за болезни жены семья переехала в Среднюю Азию, где Войно-Ясенецкий в 1917-21 работал главным хирургом Ташкента, содействовал организации Туркестанского университета. С 1920 возглавил кафедру оперативной хирургии. В этот период он был уже глубоко верующим человеком. В 1919 от туберкулеза умирает его жена, оставив четверых детей. В 1921 Войно-Ясенецкий рукоположен в сан священника, но не перестает оперировать и читать лекции. В 1923 принимает постриг под именем Лука и вскоре назначается епископом Туркестана.

20 лет лагерей, а затем бриллиантовый крест и Сталинская премия

В июне 1923 Войно-Ясенецкий был арестован как сторонник патриарха Тихона, обвинен в контрреволюционных связях. 1923-1943 — годы тюрем и ссылок (Бутырская и Таганская тюрьмы в Москве, Енисейск, Туруханск, Ташкент, Архангельск, Красноярский край). Везде, где можно, Войно-Ясенецкий не только служит, проповедует и оперирует, но и создает замечательные научные труды по хирургии. В 1943 Войно-Ясенецкий — архиепископ Красноярский, через год его переводят в Тамбов, где он продолжает медицинскую деятельность в военных госпиталях. В 1945 была отмечена его врачебная и пастырская работа. Он награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45" и получает право носить бриллиантовый крест на клобуке. В февр. 1946 архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в расширенной работе "Этюды гнойной хирургии".А в 1945-47 Войно-Ясенецкий закончил книгу "Дух, душа и тело", начатую еще в 20-е годы (при его жизни книга, увы, не издавалась). С 1946 он — архиепископ Крымский и Симферопольский. Слепота, наступившая в 1958, не мешала ему совершать божественные службы. Скончался в 1961 и похоронен в Симферополе. Канонизирован Русской православной церковью в 1996 году.

Бессмертие как необходимый постулат ума

"Дух, душа и тело" — единственное философское произведение Войно-Ясенецкого. В этой удивительной книге широко мыслящий человек, священник, врач, анализируя факты и научные открытия к. XIX — н. ХХ в., философские произведения древних и современных ему философов и цитаты Священного Писания, обосновывает свое понимание таких понятий, как "дух", "душа", в существовании которых он убежден. Войно-Ясенецкий считает, что великие научные открытия XIX-XX вв. доказывают нам неисчерпаемость наших представлений о жизни, о человеке и позволяют пересмотреть многие основные идеи естествознания. Так, познание новых важных форм энергии — радиоволн, инфракрасных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии — позволяет "…предполагать, …что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть, еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия…"Автор приводит массу примеров передачи духовной энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребенок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, "дух толпы", поток храбрости и отваги) и спрашивает: "Что же это, как не духовная энергия любви?" .Войно-Ясенецкого не удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что "кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти". Таковым он считает "дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга".Считая, что "мир имеет свое начало в любви Божией" и людям дан закон "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", Войно-Ясенецкий убежден, что должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа — вечное бессмертие. "Если совершенна и неуничтожима материя в ее физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким образом, бессмертие есть необходимый постулат ума нашего".

Орлов Александр
Медпомощь на дому: учимся делать уколы Медпомощь на дому: учимся делать уколы Профилактика
Внутримышечная инъекция - самый распространенный и наиболее простой способ введения в организм лекарственных препаратов.
Урчит в животе? Как победить неловкость Урчит в животе? Как победить неловкость Здоровье и профилактика
Урчание, доносящееся из недр организма, колики в животе и желание закрыться в туалете - частые признаки сильного эмоционального переживания.