Медицинская энциклопедия

Ретардации сексуальные

Ретардации сексуальные (лат. retardatio — опоздание, задержка), задержки психосексуального развития, проявляющиеся отставанием сроков становления сексуальности от возраста ребёнка. Обычно выделяют 3 варианта ретардации. Соматогенные задержки имеют биологическую основу и связаны с отставанием в половом развитии. Грубые расстройства эндокринной системы могут привести даже к асексуальности, то есть полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.

Психогенные задержки вызваны различными нарушениями в становлении психики, включая общее отставание психического развития. Наиболее часто они обусловлены аномалиями характера (психопатиями, патохарактерологическим развитием личности и т. д.). Тормозящее влияние психопатии заметно уже на этапе формирования полоролевого поведения, а максимально проявляется при становлении психосексуальных ориентаций. Так, робость, застенчивость, нерешительность, впечатлительность, слабость побуждений, свойственные психастенической, астенической или шизоидной психопатиям, затрудняют контакты с окружающими (в том числе и сексуальные), а крайняя изменчивость эмоций, способность к яркому фантазированию, недостаток волевых качеств в сочетании с трудностями общения способствуют формированию и закреплению заместительных форм половой активности (например, стойкому регулярному онанизму в сочетании с сексуальными фантазиями, просмотром соответствующих изданий и фильмов).

Социогенные ретардации психосексуального развития чаще всего наблюдаются при гармоничном психофизическом развитии личности, но неправильном половом воспитании. Привитие ребёнку мысли, что всё, связанное с полом, — постыдное и грязное, ограничения в общении со сверстниками, негативная реакция на любые проявления сексуальности ребёнка, воспитание у него отношения к "телесному низу" как к чему-то порочному, непристойному нередко искажают этапы психосексуального развития и деформируют личность.

Ретардации являются одним из вариантов несвоевременного становления сексуальности, то есть асинхроний психосексуального развития, отражающих дисгармоничность созревания. Указанные 3 варианта сексуальных ретардаций относят к простым асинхрониям, которые редко встречаются изолированно. Гораздо более часты сочетанные асинхронии, когда задержка обусловлена действием нескольких факторов. Для сложных асинхроний характерно совмещение нормального соматического полового созревания с задержкой становления сексуальности либо, наоборот, преждевременного психосексуального развития с соматической ретардацией.

В детстве задержки психосексуального развития не привлекают особого внимания родителей или педагогов и воспринимаются как показатели благополучного воспитания. Такие дети не проявляют полового любопытства, а полоролевые игры сведены у них к минимуму или вообще отсутствуют. При этом у них происходит правильное становление полового самосознания (I этап психосексуального развития) и формируется адекватная половая роль (II этап). Ретардации становятся более заметными в подростковом возрасте (см. Пубертатный возраст), когда затрудняется формирование психосексуальной ориентации. В дальнейшем половое влечение (либидо) как у мужчин, так и у женщин не достигает зрелости, оставаясь на стадиях платонического или эротического либидо.

В ряде случаев полоролевые игры "в семью" (см. Семья), "дочки-матери", типичные для детей 5 — 7 лет, из-за трудностей общения со сверстниками переносятся на школьные годы. "Недоигравшие" в своё время дети группами и поодиночке продолжают увлечённо играть в куклы, порой даже в старших классах. Вместе с тем эти игры уже качественно отличаются от полоролевых игр дошкольников, поскольку осведомлённость в вопросах пола к этому возрасту выше, а гормональный уровень существенно изменяется. Эти игры заполняют "брешь" в становлении сексуальности, формируя ролевые установки. Однако совпадение игр с гормональной активностью может привести к формированию суррогатных форм реализации либидо и искажению направленности полового влечения. Наибольший процент сексуальных ретардаций приходится на этап формирования психосексуальных ориентаций (III этап психосексуального развития).

Так, задержки преимущественно на эротической стадии становятся одним из важнейших механизмов возникновения сексуальных девиаций. Неправильное половое воспитание и другие отрицательные влияния микросексуальной среды приводят не только к социогенным ретардациям, но и к нарушениям формирования психики ребёнка и подростка в целом.

Обычно женщины значительно больше, чем мужчины, страдают от чрезмерной "бдительности" воспитателей на всех этапах становления сексуальности. У мужчин же, испытывающих серьёзные проблемы уже при первых сексуальных контактах, нередко можно выявить своеобразный психологический барьер, затрудняющий интимные отношения с противоположным полом. Как правило, это результат неразвитости платонической и эротической коммуникаций. Отсутствие практических навыков, которые они не смогли получить в процессе становления сексуальности, значительно затрудняет общение с партнёршей ещё на платоническом уровне, а гармоничный переход к эротической близости с последующим сексуальным контактом практически невозможен.

В результате без истинного сексуального влечения, не умея заранее программировать, а по ходу общения с партнёршей корректировать своё поведение, они идут на половую близость, заведомо обречённую на неудачу. Все их попытки, минуя платоническое общение и эротический контакт с партнёршей, сразу "перескочить" к сексуальным отношениям принимают утрированный, подчас нелепый характер, отталкивая большинство женщин. В редких случаях с помощью благожелательной партнёрши удаётся преодолеть все трудности подготовительного периода, но сам половой акт (коитус) обычно заканчивается неудачей, усиливая у мужчин чувство сексуальной неполноценности. Особенно наглядно выраженные задержки психосексуального развития проявляются отсутствием у мужчин семяизвержения (эякуляции) и оргазма, несмотря на значительную длительность половых актов. Основным методом лечения ретардаций психосексуального развития является психотерапевтическая коррекция (см. Психотерапия).