Медпульс

Лекарства из магазина: кому повезет?

Есть четыре участника фармрынка, на которых скажется это нововведение. Начнем с покупателя и пациента, покупающего безрецептурные лекарства и БАД. Он выиграет в ценах, поскольку за счет значительных объемов продаж крупные супермаркеты заставят поставщиков снизить отпускные крупнооптовые цены. И в доступности: купить лекарства и БАД станет проще.

Покупателям не надо будет стоять в очередях, которые нередко собираются в аптеках, особенно во время обострений ОРЗ и гриппа. Таково мнение владельца частной аптеки В. Орлова из Московской области.

Проиграют же покупатели в следующих моментах. Нововведение может привести к тому, что на рынок будет попадать значительно больше контрафактной фармпродукции, так как сети не имеют достаточно механизмов и опыта персонала для специфического контроля качества лекарственных препаратов. Качественную фармацевтическую помощь аптечные учреждения и только они должны осуществлять еще и потому, что лишь специалисты могут профессионально проконсультировать покупателя и обеспечить надлежащее хранение лекарственных средств и БАД. Поэтому инициатива по разрешению к продаже лекарств в магазинах кажется мне небезопасной для здоровья российских граждан.

Причем консультации, которые покупатели получают в аптеках, приобретая, например, лекарства для устранения боли в горле и других симптомов простуды и гриппа — а это наш самый ходовой ассортимент в феврале месяце — крайне важны и полезны для них. Недавно, когда я сам отпускал товар и консультировал клиентов, меня спросили, что делать больному, если после продолжительного лечения препаратами Терафлю боль в горле уменьшилась, самочувствие улучшилось, но выздоровления в итоге ОРЗ не наступило?

Я ответил, что длительность лечения препаратами Терафлю, как и любыми другими "леденцами" и спреями от боли в горле и простуды не должна превышать 5 дней. Если пациент значительно нарушит это правило, то после использования таких лекарств свыше 2 недель вероятно появление обратимой коричневой окраски языка и зубов. Но 5-дневный "ограничительный срок" для использования Терафлю достаточен и оправдан. Если ОРЗ не удается вылечить средствами местной терапии в течение 6-7 дней, пациент должен или сам обратиться к врачу- отоларингологу, или на консультацию к нему больного направляет врач общей практики. Интересно, мог бы кто-нибудь из сотрудников супермаркета, начиная от директора до складского рабочего, или они всей компанией после экстренного "консилиума", проконсультировать нашего покупателя?

Читайте также: Весна без простуд? Такое бывает!

Супермаркеты только выиграют от нововведения, поскольку расширение ассортимента позволит сетям, продающим товары повседневного спроса, увеличить размер среднего чека. Таким образом, снизятся издержки на каждый квадратный метр магазина, что, может быть, даже позволит опустить цены и на некоторые другие товары, а не только лекарства и БАД.

Что касается крупных аптечных сетей, то они, безусловно, проиграют, но "удар" не будет для них смертельным. Продажа лекарственных средств имеет свою специфику, связанную как с большим и постоянным ассортиментом, с выкладкой, так и с квалификацией продавцов. Не думаю, что отделы лекарственных средств в супермаркетах станут причиной закрытия аптек. Не стало же причиной закрытия детских магазинов включения в ассортимент супермаркетов детского питания. Крупные аптеки могут разориться только в том случае, если их бизнес уже построен на продаже сопутствующих товаров, которые в полном ассортименте появятся в обычных магазинах по ценам более привлекательным, чем в аптеках. Но в результате нововведения происхождение этих двух событий одновременно маловероятно, кроме этого не нужно забывать, что аптека в головах публики ассоциируется с совершенно определенным форматом торговли и покупатели в раз не побросают свои любимые аптеки. Подчеркну, что супермаркеты будут воспринимать лекарственные средства как дополнительный ассортимент, обеспечивая присутствие самых необходимых номенклатур. Аптеки же, напротив, относятся к лекарственным средствам, как к основному ассортименту.

Хуже всех в результате этой реформы придется нам, малому аптечному бизнесу. Расширение каналов продаж фармпрепаратов и БАД, конечно, увеличит уровень конкуренции на этом рынке. Соответственно цены будут снижаться, но только в супермаркетах и крупных аптечных сетях. А как можно снизить цены, например, нашей небольшой аптеке, у которой высокие арендные ставки и накладные расходы в целом? Поэтому и наценки на продукцию у нас сегодня, может, и не выше, чем у конкурентов, но такие, с которых мы не можем "уйти вниз" ни на сколько, если хотим выжить.


Автор
Потяева Полина Александровна