Медицинская энциклопедия
Фрейдизм

Фрейдизм, общее обозначение ряда положений в медицине, психологии, философии и некоторых других науках, первоначально разработанных австрийским учёным З. Фрейдом для объяснения общепатологических, психологических, социальных или культурных феноменов на уровнях индивидуальной личности или жизни общества. Непрерывная и последовательная разработка своей психоаналитической концепции побуждала Фрейда на протяжении всей творческой деятельности уточнять, углублять, пересматривать её, отказываясь от одних и выдвигая новые тезисы обобщения. Это привело к некоторой аморфности учения Фрейда, а критика его идей со стороны ближайших учеников и последующих поколений учёных породила качественно иные научно-философско-социологические направления — неофрейдизм, фрейдомарксизм и постфрейдизм.

В медико-психологическом отношении основным стержнем фрейдизма является теория сексуальности. Половое влечение и удовлетворение сексуальной потребности, по Фрейду, проявляется уже в детстве и в значительной мере определяет структуру личности, включая не только половое влечение, но и такие "несексуальные" чувства, как любовь к самому себе, родительская и сыновья любовь, дружба, любовь к человечеству в целом и даже привязанность к конкретным предметам и приверженность к тем или иным абстрактным идеям. При этом сексуальность, равно как и инстинктивные сексуальные импульсы (половой инстинкт), понимается как проявления либидо — психической энергии и влечения к жизни.

Психосексуальное развитие, по Фрейду, имеет несколько фаз: оральную (охватывает первый год жизни и характеризуется получением удовольствия через сосание и кусание), анальную (охватывает период от 1 до 3 лет и характеризуется получением удовольствия от дефекации с одновременным обретением навыка самоконтроля), фаллическую [возраст от 3 до 5 лет, характеризуется проявлением интереса к гениталиям (см. Половые органы), адекватной половой идентификацией и символической фетишизацией пениса (фаллоса, т. е. полового члена) с преодолением мальчиком эдипова комплекса, а девочкой — Электры комплекса]; латентную (характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и либидо, формированием сознательного "Я" и предметных интересов ребёнка); генитальную (характеризуется усилением либидо с поиском удовлетворения на путях половой близости).

С началом этого периода всё, что препятствует свободному проявлению сексуальности (мораль, культура, идеология, религия и др.), рассматривается как репрессивная сила, приводящая личность к регрессии, отбрасывающей к пройденным фазам, ведёт к развитию неврозов (см. Неврозы сексуальные) и другим психосоматическим заболеваниям, к половым девиациям и половым извращениям. В то же время половая свобода приводит к коллизии иного рода — упадку культуры. Таким образом, человек в проявлении своей жизнедеятельности предстаёт как своеобразная арена, на которой разыгрываются зримые и скрытые (в глубинах подсознательного) столкновения между "Я" — сознательно-подсознательным и "ОНО" — бессознательным, "кипящим котлом инстинктов", способных проявляться вразрез с требованиями социальной реальности. В связи с этим на арену выдвигается "Сверх-Я", выступающее в роли верховного "цензора", представителя общества, внешнего идеала и авторитета в сознании личности.

Большую роль в диагностике болезненных проявлений в психике Фрейд отводил символике, свободным мыслительным ассоциациям, толкованию сновидений, выявлению впечатлений детства, вытесненных и замещенных импульсов-желаний, амбивалентных чувств и тенденций, случайным оговоркам, опискам, ритуальным действиям, совокупно служащим материалом разрабатываемого им психоаналитического метода терапии личности.

Приступая к разработке своей доктрины как врач-психотерапевт (см. Психотерапия), Фрейд в конечном итоге погрузился в проблемы философско-мировоззренческого характера, среди которых главная — это проблема конфликта человека и общества. В этом смысле фрейдизм как целостная доктрина, несмотря на присущую ей эклектичность с элементами мифотворчества, сыграла неоценимую роль в познании глубинных проявлений психики, явилась здоровым импульсом в развитии сексологии, терапии личности, в значительной мере стимулировала и обогатила методологически целый ряд научных направлений в изучении человека и общества. Сквозь призму времени нельзя не отметить, что даже ошибочность суждений Фрейда по целому ряду затронутых им вопросов сыграла свою положительную роль для дальнейших исследований последователей и прямых противников фрейдизма, интересующихся проблемами человека.