Медпульс

Интересное чтение защитит от старческого слабоумия

Часто приходится слышать: если вы не хотите проблем с памятью в преклонном возрасте, надо заниматься интеллектуальной деятельностью. На деле же деменция в старости не щадит никого — ни профессоров, ни писателей, ни рабочих…

Тем не менее, есть всё-таки люди, которые и в 90 лет имеют ясный ум. В чём же тут секрет? Возможно, в чтении, говорят специалисты из Института передовых наук и технологий Бекмана (США). Но, отнюдь, не любых текстов. Детали исследования описаны в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology.

Виды памяти

Дело в том, что с возрастом неизбежно происходит ухудшение эпизодической и рабочей памяти. Первая "отвечает" за воспоминания о тех или иных событиях нашего прошлого. Вторая — за то, что происходит "здесь и сейчас". Если мы забыли о давней встрече с тем или иным человеком, — это нарушение эпизодической памяти. Если мы готовим обед и забыли, куда только что поставили миску с начищенной картошкой — это нарушение рабочей памяти.

Именно эпизодическая память позволяет нам помнить содержание предыдущих глав книги, которую мы читаем в данный момент времени, и анализировать этот контент. Рабочая память помогает отслеживать содержание абзацев, которые мы только что прочли.

Главное — интерес!

Исследователи решили изучить причинно-следственную связь между чтением и памятью. Они набрали группу добровольцев пожилого возраста и выдали им планшеты, куда были закачаны книги различных жанров: от лёгких триллеров и серьёзной художественной литературы до научно-популярных изданий.

На каждый планшет было также установлено специальное приложение, отслеживавшее процесс чтения пользователями и проводящее опросы. Испытуемые должны были читать по полтора часа в день пять дней в неделю, а сам эксперимент длился в течение восьми недель. Также функционировала контрольная группа, занимавшаяся решением языковых головоломок.

Перед тем, как начать эксперимент, были оценены когнитивные навыки всех участников, включая рабочую и эпизодическую память. После его окончания добровольцы снова прошли тесты.

Выяснилось, что у первой группы улучшились показатели рабочей и эпизодической памяти. Но наиболее заметно они выросли у тех, кому содержание прочитанного показалось увлекательным.

Не останавливаться на пройденном!

Можно предположить, что во время чтения, если содержание нам интересно, наш мозг тренируется в запоминании контента, а это аналогично тем же процессам касательно реальной жизни. Если же читаемый текст нам не особо интересен, то чтение может и не пойти на пользу мозгу.

К сожалению, с возрастом люди нередко перестают постигать новое, ограничиваясь прошлым опытом и предыдущими наработками. Возможно, этим и объясняется наступление регресса в умственной деятельности.

Так или иначе, результаты упомянутого исследования должны помочь в разработке новых методик лечения дегенеративных расстройств, таких как болезнь Альцгеймера.


Автор
Фролова Ольга Олеговна