Тренировка мозга не делает нас умнее
Тренировка мозга не делает нас умнее. тренировка мозга

Кто из нас не мечтает на лету освоить самые сложные учебные предметы или за месяц выучить несколько иностранных языков. Так заманчиво получить "волшебную пилюлю! Как улучшить мозги?

Увы, обычно это под силу только людям с феноменальной памятью и способностями. И все же

"Зарядка" мозга

В последнее время много пишут и говорят о так называемых когнитивных усилителях. По-научному этот метод называется транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS). Принцип прост: к коже головы прикрепляют электроды, на которые подаются слабые импульсы электрического тока. Эта процедура изменяет электрический потенциал в мозгу, как бы "заряжая" нейроны.

Если сеанс электростимуляции проводится в клинике или лаборатории под контролем специалистов, то это достаточно безопасно. Максимум неприятных ощущений, которые вы можете испытать — это зуд, покалывание или небольшие головные боли. Но многие пытаются использовать такие устройства в домашней обстановке. Как правило, такое оборудование не проходит контроля безопасности, а у пользователей зачастую нет даже элементарных знаний в области физиологии и нейроанатомии… Это чревато сильными мигренями и ожогами от электродов, а иногда и серьезными травмами.

Игры — "ускорители" ума

Несомненно, куда более безопасным способом является тренировка мозга с помощью видеоигр. В частности, этим занимаются компании Lumosity и Posit Science, обещающие существенное повышение когнитивных способностей всего после нескольких недель тренировки.

Как правило, использование таких программ основано на тренировке, так называемой, рабочей памяти, что позволяет сохранять и оперировать как можно большим количеством единиц информации. Если у вас достаточно развита рабочая память, вы эффективнее рассуждаете и легче решаете текущие задачи. Происходит также тренировка внимания. По мере того как пользователь прогрессирует, повышается уровень сложности игр.

Однако научная проверка "игровых" методик повышения интеллекта показала, что они не приносят сколько-нибудь значимых результатов. Так, специалисты из отдела когнитивных наук и изучения мозга Британского Совета медицинских исследований в Кембридже привлекли к сотрудничеству 11430 зрителей телевизионного шоу Bang Goes the Theory. Трети участников, выбранных случайным образом, предложили решить комплект задач, в которых необходимо было задействовать память и внимание, аналогичных тем, что предлагались в играх-тренингах на повышение интеллекта. Так, в одном из тестов нужно было быстро нажимать на возникающие на экране символы, но только если они соответствовали определенному набору. В другом — наблюдать за багажом на конвейерной ленте в аэропорту, проходящим через рентгеновский аппарат. Время от времени лента останавливалась, и участники должны были ответить на вопрос, сколько предметов находилось в аппарате.

Вторая треть добровольцев прошла курс обучения логике и планированию. В одних упражнениях нужно было найти лишние формы, в других — расположить на поле игральные кости в порядке возрастания номеров. Оставшаяся треть составила контрольную группу, не проходившую никакого обучения.

До и после прохождения обучения все участники прошли ряд тестов по измерению когнитивных способностей. Например, в одном из них им предстояло проверить, применимо ли к данному изображению правило "круг не меньше, чем квадрат", а в другом — повторить в обратном порядке последовательности цифр, возрастающие по длине.

Хотя обе первые группы за время эксперимента продемонстрировали прогресс в решении отрабатываемых ими задач, результаты эталонного теста у них оказались такими же, как и у контрольной группы.

К тем же итогам привел и проводившийся в США эксперимент под названием ACTIVE (Advanced

Cognitive Training for Independent and Vital Elderly). В нем приняли участие 2 832 добровольца, часть которых выполняла упражнения, тренирующие память, мышление или познавательную скорость, а часть не проходила никакой тренировки. За время тренировки участники улучшали свои результаты в выполнении задач, которые перед ними ставили, но общий уровень умственных способностей оставался прежним.

Мы все равно умнеем!

Ученые советуют тренировать те способности, которые вам необходимо развить. Например, если вы общаетесь с большим количеством людей, используйте методики, позволяющие запоминать их имена. Если ваша деятельность связана с запоминанием цифр, сделайте упор на это. Используйте метод ассоциаций — он вполне действенен.

Что же касается общего уровня интеллекта — пусть утешением вам послужит исследование психолога Джеймса Флинна, выяснившего, что с 1932 по 1978 год во всем мире средние показатели IQ увеличились на 5-25 баллов. Возможно, это произошло потому, что выросло качество образования. Но могут быть и другие причины, например, эволюционного характера. Так или иначе, с каждым годом мы становимся умнее!

 

Троицына Маргарита
комменты
Двадцать интересных фактов о сердце Двадцать интересных фактов о сердце Профилактика
Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в минуту, 100 000 раз в день, 3 600 000 раз в год и 2,5 млрд раз в течение жизни.
Курение - самая распространенная причина преждевременной смерти Курение - самая распространенная причина преждевременной смерти Достижения медицины
В целом в мире курение убивает более чем 3 млн.человек в год и если такая тенденция сохранится, то к 2020 г. это количество может достичь 10 млн.