Как восстановить речь после травмы или болезни?
Как восстановить речь после травмы или болезни?. речь

Инсульт: Как отразить удар. Видео

Дефекты речи: выявляем и исправляем

Убийцы клеток восстановят нервы

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно, прежде всего, понять, каким образом она формируется, акие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той "цепочки", которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив — желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи — будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи — ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение, как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово "доктор" почти так же, как на слова "врач", "лекарь", "медик". Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово "диктор", которое по звучанию похоже на слово "доктор".

Как найти общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга. Сначала изучается так называемая спонтанная речь, то есть врач наблюдает за тем, каким образом пациент выражает свои просьбы, пожелания, пытается поделиться с окружающими какой-то информацией. Затем врач вступает в диалог с пациентом, предлагая ему вопросы, на которые тот должен ответить. Вопросы бывают двух типов: одни уже сами в себе содержат ответ ("Вы гуляли сегодня?"), другие требуют формулирования самостоятельного речевого сообщения ("Какие заболевания вы перенесли в детстве?").

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая — кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Зона коры в ответе за речь

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга "отвечают" за связность речи, задние отделы — за смысл речевого сообщения. Однако четкой "привязки" определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года — Центр патологии речи и нейрореабилитации). Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций. Почти четыре сотни сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Новые методы для восстановления работы мозга

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Потенциал головного мозга

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция — метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и "вычислить" время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

Комплексная система реабилитации

Своеобразным и очень эффективным средством психотерапии служит и сама атмосфера центра. Достигнутые результаты позволяют надеяться на ощутимый прогресс в этой области. В последние годы в результате осуществляемой в центре комплексной системы реабилитации восстановление высших психических функций произошло у 43,4% больных, отсутствие улучшения было только у 2,9%. 17-22% пациентов возвратились к тем или иным видам работы.

Домашнее задание

"Мой отец недавно перенес инсульт. Пострадала речь. Он занимается с логопедом, но проблемы уходят медленно. Скажите, а могут ли в этой ситуации чем-то помочь близкие больного?"

Вот что советуют специалисты: Родные и близкие пациента после инсульта должны с ним как можно больше разговаривать. Даже обсуждение обычных бытовых ситуаций в значительной степени способствует восстановлению у больного как понимания речи окружающих, так и "речи про себя". Если кажется, что вас не поняли, нужно повторить обращенный к больному вопрос, при этом говорить четко, громко и медленно. Полезно вместе слушать радио и смотреть телепередачи, непонятные места из которых необходимо на первых порах разъяснять. Даже обсуждение в присутствии больного домашних забот и небольших событий будет вкладом в восстановление его речи.

При этом родные должны опираться на те речевые функции, которые у пережившего инсульт сохранились полностью или частично. Если это понимание речи окружающих, нужно побольше говорить самим, если чтение — обсуждать прочитанное в течение дня. Если больной хорошо повторяет слова и фразы, нужно сделать упор на этих занятиях.

Сонин Александр
комменты
Двадцать интересных фактов о сердце Двадцать интересных фактов о сердце Профилактика
Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в минуту, 100 000 раз в день, 3 600 000 раз в год и 2,5 млрд раз в течение жизни.
Курение - самая распространенная причина преждевременной смерти Курение - самая распространенная причина преждевременной смерти Достижения медицины
В целом в мире курение убивает более чем 3 млн.человек в год и если такая тенденция сохранится, то к 2020 г. это количество может достичь 10 млн.