Таргетная терапия, или Как попасть в мишень?

Таргетная  терапия, или Как попасть в мишень?. 8831.jpeg

Понятие об излечении в онкологии исторически ассоциировалось с хирургией, позволяющей радикально удалить опухоль и способствовать выздоровлению. Однако сложность заключается в том, что процесс часто оказывается распространенным за счет отдаленных метастазов, и это накладывает ограничения на возможности хирургических методик.

При том, что хирургия продолжает стремительно развиваться, и в последние годы ей на службу поставлены такие технологии, как робототехника, видеоэндохирургия, сшивающие аппараты и другие, самый впечатляющий прогресс последних лет связан с развитием фармакологических и биотехнологий. Лекарственная терапия опухолей насчитывает более чем 60-летнюю историю. В нашей стране разработка препаратов против рака началась в Институте экспериментальной и клинической онкологии АМН (сегодня — Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина РАМН). Надо сказать, тогда далеко не все врачи верили в воздействие на опухоль каких-то лекарственных препаратов, — говорит доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Российского онкологического центра им. Н. Н. Блохина РАМН, зав. кафедрой онкологии ФУВ Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Виктор Хайленко. — По воспоминаниям старейших сотрудников центра, противоопухолевых препаратов было мало, спектр их активности узок, а токсичность велика — все это и порождало скептицизм. Жизнь, однако, доказала правоту академиков Н. Н. Блохина, Л. Ф. Ларионова, А. М. Гарина, М. Р. Лициницера: в наше время лекарственная терапия превратилась в один из основных методов лечения злокачественных опухолей.

Читайте также: Спасение от рака в яде скорпиона

И, тем не менее, ряд разработок того времени был поистине новаторским. Некоторые из созданных тогда препаратов используются до сих пор.

Первые поколения лекарств в онкологии были преимущественно либо химического, либо растительного происхождения. Однако оказалось, что они воздействуют не только на опухоль, но и на другие органы и системы. К тому же, зачастую бывает сложно подобрать противоопухолевые препараты для конкретного больного, потому что, хорошо помогая одному пациенту, они оказываются совершенно неподходящими для другого.

В связи с этим давно шла речь о необходимости создания именно таких лекарств, эффективность которых можно было бы предсказать на основании изучения особенностей заболевания каждого больного до назначения препарата. Таким требованиям отвечает новое направление в лечении опухолей — использование таргетной (молекулярно-направленной) терапии.

По своей сути эти препараты обладают разными механизмами действия. Часть из них являются моноклональными антителами, т. е. молекулами, подобными тем, которые возникают в организме человека в виде иммунного ответа на какое-либо инфекционное вторжение. Другие — подавляют функцию ферментов, которые играют важную роль в передаче сигнала, необходимого для запуска деления клетки. Третьи — блокируют образование новых сосудов в опухоли, необходимых для ее питания и роста. Таким образом, фактически, каждый обладает уникальным воздействием на какую-то одну определенную мишень, играющую ключевую роль в развитии опухолевой клетки.

Это стало настоящим прорывом!

За изобретение первых моноклональных антител одна из швейцарских компаний в 1999 г. удостоилась международной премии "Галена" (аналога Нобелевской премии в фармакологии).

Известный проект ученых, направленный на изучение генома человека, в онкологии реализовался в виде изучения молекулярного-генетического "портрета" опухолей, в поиске именно тех "ключевых" мишеней, на которые можно воздействовать. Клиническая фармакология поставила целью создание препаратов, избирательно поражающих эти опухолевые мишени, не повреждая нормальных тканей организма.

Это направление сразу получило активное развитие. Ему на службу были поставлены уникальные современные технические возможности, но процесс создания подобных препаратов оказался достаточно трудоемким, длительным и затратным.

Первые победы

Арсенал средств для молекулярно-направленной терапии опухолей пока еще невелик. Тем не менее, специалисты считают, что это — только начало пути, который позволит в недалеком будущем говорить об излечимости рака даже на поздних стадиях.

Успехи, которые уже достигнуты, подтверждают перспективность данного направления. В частности, это касается, лечения опухолей молочной железы.

Ситуация с этим заболеванием, которая существует в нашей стране, оптимизма не вызывает. Рак молочной железы занимает первое место в структуре заболеваемости и смертности среди злокачественных опухолей женского населения России. Несмотря на возможности эффективной диагностики, более 35% впервые выявленных больных раком молочной железы имеют III и IV стадии заболевания.

Понятно, что большое число больных женщин нуждается в лекарственной терапии. (Кстати, эндокринная терапия, которая широко применяется при опухолях молочной железы уже десятки лет, по сути, тоже является таргетной, так как часть эндокринных препаратов поражают гормональные рецепторы опухоли молочной железы, тормозя деление клетки).

Если же говорить о вкладе современной таргетной терапии в успех лечения рака молочной железы, то ее добавление к стандартному лечению во многом позволяет снизить риск рецидива и смерти.

Этот год ознаменовался важными открытиями в терапии немелкоклеточного рака легкого. Зарегистрировано три препарата в мире (один из них уже используется и в России) для лечения тех больных, чьи опухоли имеют молекулярно-генетические мишени и практически "гарантировано" ответят на терапию, тем самым увеличив продолжительность жизни пациента. Это особенно важно для этой формы опухоли, которая до появления подобных средств считалась нечувствительной к лекарственной терапии.

Заметен прогресс и в лечении тех форм опухолей, для которых до последнего времени лекарственная терапия считалась малоэффективной. Это опухоли почек, печени, меланома кожи, в какой-то мере, — опухоли кишечника. Сейчас же, на основании молекулярно-генетического тестирования, среди этих форм можно определить опухоли с высокой вероятностью ответа на таргетную терапию, и добиться увеличения продолжительности жизни больных этой группы, без существенного ухудшения ее качества.

И еще в одной области наблюдаются успехи. Началось создание препаратов для тех форм опухолей, при которых вообще не считали возможным использование лекарственной терапии ввиду неэффективности имеющихся средств. Примером может служить достаточно редкая форма опухолей щитовидной железы — так называемая медуллярная, для которой создан препарат, подтвердивший свою эффективность в недавних исследованиях.

Просто примите таблетку

Отличительной особенностью таргетной терапии является то, что подавляющее число препаратов принимается внутрь в виде таблеток. А это позволяет больным не находиться в стационаре, даже в дневном, и зачастую чувствовать себя настолько хорошо, чтоб продолжать работать. Несомненным преимуществом является также и низкая токсичность, не требующая частого контроля показателей крови, госпитализации при развитии осложнений лечения.

С прицелом на будущее

Стоимость такого лечения достаточно высока — из-за сложности технологий по созданию лекарственных средств. Но если учесть, что подбор терапии выполняется на основании молекулярного "портрета" опухоли, и вероятность ответа у многих пациентов, очень велика, то экономическая выгода оказывается значительно большей, чем при одинаковом лечении всех пациентов, когда ответ возможен только у небольшой их части.

Благодаря двадцатилетним усилиям ученых сегодня в клинической практике уже используется более 10 препаратов с молекулярно-направленным механизмом действием. Несколько десятков проходят сейчас апробацию в клинических исследованиях. Их появление на фармацевтическом рынке ожидается в ближайшие годы.

Параллельно продолжается процесс изучения молекулярно-генетических особенностей опухолевой клетки, который позволит пролить свет на уязвимые звенья ее прогрессии и создать арсенал препаратов, достаточный не только для подавления роста, но и полного разрушения злокачественных клеток. А это вселяет надежду на излечения человечества от столь грозного заболевания.

Именно поэтому создание препаратов таргетной терапии называют революцией в онкогематологии. Они не только продлевают жизнь, но и позволяют пациентам вести обычный образ жизни, работать, строить планы на будущее.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Павлова Ольга
Специализируется на диагностике и лечении анемий, тромбоцитопений, лейкопений различного генеза; хронических миелопролиферативных заболеваний (эссенциальная тромбоцитемия, эритремия, первичный миелофиброз, хронический миелолейкоз).
Исаков Сергей
Диагностика и лечение пациентов со следующими заболеваниями: железодефицитная, витамин В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, апластическая анемии, тромбоцитопения и тромбоцитопатия, повышенная кровоточивость, склонность к тромбозам (повышенная свертываемость крови - тромбофилия, антифосфолипидный синдром), опухолевые заболевания крови (острые и хронические лейкозы, включая эритремию (болезнь Вакеза), хронический лимфодейкоз, лимфогранулематоз, лимфосаркомы
Тюкалова Наталья
Проводит амбулаторную медицинскую помощь пациентам терапевтического и гематологического профиля, пульмонологию и гематологию, микробиологию и химиотерапию, профилактику, диагностику и лечение заболеваний у лиц пожилого возраста.

Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Здоровье
Индийский диетолог Ручика Батра проинформировал, как можно за непродолжительный срок избавиться от лишних килограммов здоровым способом без вреда для организма.
Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Здоровье
Доктор Евгения Мельникова дала несколько рекомендаций касательно питания при язве и хроническом гастрите. Многие уже знают, что ежедневно нужно потреблять минимум 400 грамм овощей и фруктов.