Навязчивый "друг семьи" компьютер: устанавливаем дистанцию

Навязчивый Современный дом теперь уже с трудом можно представить без компьютера. По уровню владения "компом" младшее поколение даст фору старшему. Однако есть и негативные моменты. Можно ли их избежать и как? Об этом рассказывает MedPulse Марина Степанова, д. мед. н., зав. отд. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

"Песок" под веками

Более 90% пользователей компьютеров, в том числе и дети, жалуются на жжение в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание. Комплекс этих недомоганий получил название — "компьютерный зрительный синдром".

Хотя органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером у детей практически никогда не вызывает, в результате нее велик риск появления или прогрессирования уже имеющейся близорукости.

До сих пор еще бытует мнение, что работа на компьютере аналогична просмотру телепередач. Однако это не так. Рассматривание информации на близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Наше зрение не адаптировано к компьютерному экрану. Эволюция нас приучила видеть цвета и предметы в отраженном свете.

Читайте также: Халазион: откуда что берется?

Экранное изображение же самосветящееся. И оно имеет значительно меньший контраст и состоит из дискретных точек — пикселей. Утомление глаз вызывает и мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Подтверждением этому служат данные о большей утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными "книжными".

Скрытая усталость опасней, чем открытая

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся и дошкольники, процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, очень важно, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Кстати, 5 лет — это возраст, начиная с которого педиатры разрешают начинать "общение" ребенка с компьютером. Также и это устройство в комплексе с рабочим местом должно соответствовать всем требованиям безопасности.

Между тем, компьютеры, которыми в настоящее время располагают образовательные учреждения и которые родители покупают своим детям, не всегда хорошего качества. Они не могут достичь четкости, контрастности изображения, его стабильности, словом, всего, что обеспечивает оптимальные условия зрительной работы. Риск ухудшения зрения возрастает.

Увы, несмотря на запреты гигиенистов, такие компьютеры еще используются для занятий детей. Сегодня российский рынок предлагает различные марки компьютеров из многих стран мира. Меня часто спрашивают, какие же безопаснее? А ответить очень трудно. Как ни странно, компьютеры одной и той же марки, но произведенные в разных странах, могут разительно отличаться по своей безопасности.

Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером - это наличие санэпидемзаключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам, причем к технике, используемой для занятий детей, предъявляются ужесточенные требования.

Основные параметры соответствия

К основным нормируемым параметрам относятся: контрастность, неравномерность яркости, отношение ширины знака к его высоте для прописных букв, размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея, смещения отклонения, временная и пространственная нестабильность изображения, отражательная способность.

Чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки "компьютерного" утомления. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 минут. Функциональные возможности детей в этом возрасте еще очень малы. Для детей в возрасте 7-12 лет непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20 минут, а для ребят 13-14 лет — не более получаса.

Замечу для родителей и педагогов, что первые внешние признаки утомления в такой ситуации заметны на первый взгляд. Дети склоняют головы на бок или подпирают их руками, откидываются на спинки стульев, часто отвлекаются.

Возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относится и к выносливости в условиях нагрузок, в том числе и занятий за компьютером. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлеченности, самочувствия. Увлеченность и положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Но дети, особенно младшего возраста, еще не могут объективно оценить свое самочувствие.

Так, например, в наших исследованиях 20% детей жаловались на утомление после занятий с компьютером. Между тем объективные оценки, которые физиологические приборы давали работе сердца и сосудов, а также нервной системы, свидетельствовали, что детей со "скрытой усталостью" было почти в три раза больше!

Игры отнюдь не безобидные

Навязчивый С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения. Ведь компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. По мнению офтальмологов, детям и подросткам с начальной (до 2,0 диоптрий) близорукостью очки для компьютерных занятий не нужны. При большей степени близорукости очки необходимы. Но они должны быть на 1-1,5 диоптрии слабее "очков для дали", чтобы не создавать постоянную нагрузку на аккомодационный аппарат глаз.

"Стрелялки" & "догонялки"

Конечно, утомление зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Наиболее же утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции. Это остросюжетные игры, получившие название "стрелялки" и "догонялки". Сегодня в мире существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Дети с удовольствием отдают им свое время. Но психика их очень неустойчива. Развивается повышенная возбудимость, падает успеваемость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо кроме компьютера.

В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры дают им возможность почувствовать себя участником острых коллизий. Дети готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в "кнопочные" соревнования, одержимые желанием "победить" компьютер.

Ребенок- эпилептик?

Однако психологи предупреждают о "наркотизирующем", затягивающем влиянии подобных игр, возможности агрессивного поведения ребенка под их воздействием. В Японии и Англии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми, выявили новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпилепсии.

Проявляется он головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушениями зрения. Это состояние, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей, но способствует формированию у ребенка таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Тюкалова Наталья
Проводит амбулаторную медицинскую помощь пациентам терапевтического и гематологического профиля, пульмонологию и гематологию, микробиологию и химиотерапию, профилактику, диагностику и лечение заболеваний у лиц пожилого возраста.
Марудова Наталья
Заведующая отделением поликлинической педиатрии
Пономарева Нина
Занимается профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний различных органов и систем, проводит лечение часто болеющих детей, составляет график прививок, оформляет справки, санаторные карты, карты перед поступлением в детский и школу.

Эндокринолог Кущетерова: избежать гиповитаминоза поможет разнообразный рацион Эндокринолог Кущетерова: избежать гиповитаминоза поможет разнообразный рацион Здоровье
Человеку необходимы все микроэлементы и витамины для полноценного функционирования организма. Доктор Амина Кущетерова рассказала, каким должен быть рацион, чтобы не довести себя до гиповитаминоза.
Эндокринолог Медведева: больше всего вредят здоровью колбасные изделия Эндокринолог Медведева: больше всего вредят здоровью колбасные изделия Здоровье
Для поддержания организма в здоровом состоянии необходимо не только правильно питаться, но уметь поддерживать водно-солевой баланс и не игнорировать физические нагрузки.