Тахчиди: "Проблема зрения — проблема цивилизации"

Тахчиди: "Проблема зрения — проблема цивилизации". 7079.jpegО роли офтальмологии в современном мире и причинах увеличения численности больных главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказал доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, генеральный директор МНТК "Микрохирургия глаза" им. академика С. Н. Федорова Христо Тахчиди.

— Христо Периклович, какое внимание государство уделяет офтальмологии? Как-то я разговаривала с хирургом, что-то мы обсуждали, и она мне говорит: "Ну, я же тебе не окулист, что ты у меня глупости спрашиваешь?" Из этого я поняла, что офтальмология это такая не очень важная отрасль…
— Для того, чтобы понять, важная или неважная, — закройте глаза, и все станет ясно. Девяносто процентов информации человек получает при помощи глаз, и если его лишить этого, вы же понимаете, что останется от личности.
— Сколько людей, лишенных зрения полностью?
— Порядка четырех или пяти миллионов на планете Земля, если говорить о нашей стране, то это несколько сотен тысяч. Конечно, помимо глаз, существуют другие органы чувств: это слух, обоняние, осязание, вкус. Но глаз является универсальным органом, который может заменить сразу несколько органов чувств. Допустим, вы видите стакан с водой, и можете судить уже о его характеристиках.- Но мы не знаем, вода это или спирт, к примеру?
— В силу того, что зрение дает нам суммарно-интегральную информацию, человек из-за своей лености использует этот орган чувств, который дает наибольшую информацию с меньшими затратами.

Читайте также: Христо Тахчиди: "Прозрение - это обыкновенное чудо"

— Которую проще использовать?
— Совершенно верно, с меньшими затратами. Для того чтобы определить на вкус, вам надо протянуть руку, взять, приблизить, глотнуть. И когда человек лишается зрения, у него начинаются развиваться интенсивно другие органы чувств, слепые лучше слышат, чувствуют, обоняние у них развито лучше. Тем не менее объем получаемой ими информации все равно значительно снижен .
— Мы говорим о совершенно слепых людях, которых в России несколько сот тысяч, а людей, у которых проблемы со зрением, наверное, — подавляющая часть населения страны.
— Больше половины, на самом деле все зависит от степени цивилизации… Чем цивилизованней общество, тем больше проблем со зрением.
— Поэтому до войны всех, кто был в очках, называли очкариками?
— На самом деле, правильное сравнение, очкарик это значит умный, это значит много читающий. Связь какая между цивилизацией и снижением зрения? В цивилизованном обществе нагрузка на глаза вблизи колоссально отличается от нагрузки вдаль. Если мы возьмем человека в природе, то он где-то процентов восемьдесят зрительных функций использует вдаль. Пропорция человека в природе — это 80 процентов работы вдаль и 20 процентов вблизи. Если мы возьмем современного российского человека, то это 90 процентов зрения вблизи и 10 процентов зрения вдаль. И хорошо, если бы это было 10 процентов, потому что когда вы ходите в огромном городе с небоскребами, с бетонными стенами, вы выходите на улицу и перспективы не видите, кругом одни стены. Глаз не рассчитан на то, что такая интенсивная нагрузка должна быть вблизи.
— А просмотр телепрограмм — это зрение вблизи или вдали?
— И телевизор, и компьютер- это нагрузка вблизи, а также письмо, чтение и вся мелкая работа, с которой мы связаны. Вторая проблема глобальная: раньше люди работали в течение светового дня, а сегодня световой день с помощью электричества смогли увеличить до 24 часов, поэтому эксплуатация зрения вблизи не просто возросла, она еще продлилась по времени, а вот отдых глаз существенно сократился. При такой перегрузке совершенно однозначно происходят срывы. И то, что мы имеем на сегодняшней день проблемы с патологией зрения в цивилизованных странах — это расплата за цивилизацию.
— Тем не менее, от цивилизации никуда не уйти. Можно какие- нибудь профилактические мероприятия проводить. Например, капать капли.
— Здесь каплями не обойтись. Ну, действительно, в этой ситуации от цивилизации мы уйти не можем. Человек не может оставаться безграмотным в современном обществе. В школах занятия идут в течение 45 минут. Почему? С чем это связано? Это как раз диапазон нагрузки вблизи, после чего наступает переутомление.
— Это именно связано с глазами, а не с общей усталостью ребенка?
— В том числе и с глазами. Когда вы говорите, что ребенок устает, то один из признаков усталости — утомляемость глаз, невозможность сконцентрироваться, утомляемость мозга, невозможность сконцентрировать мысли. Когда наступает этап утомления, обязательно нужна пауза, почему и придумали перемену.
— Этап утомления все-таки идет от зрения, от глаз?
— Это взаимосвязанные вещи. Вот я на вас смотрю двумя глазами и удерживаю картинку — это работа мозга. Глаза — это ваш объектив, который несет информацию на пленку.
— Это инструмент для получения информации?
— В самом глазу существуют фокусирующие системы, тоже с завязанными мышцами. Если объект приближается, мышцы сокращаются, и фокус на этом объекте. Если мы долго будем смотреть на объект вблизи, мышца так и будет оставаться в этом положении сокращения. Аналогии можно провести с мышцей руки, например: если вы возьмете какую-нибудь тяжесть в руку, поднимет, наступит момент, когда рука просто расслабится, мышца переутомится. То же самое происходит и с глазами. Помимо этого, на зрение влияет и долгое нахождение в допустим сидячем положении. Мышцы находятся без движения, кровоток замедлен. Все это также влияет на зрительную функцию.
— Как нарушение зрения может быть связано с другими заболеваниями?
— В организме ничего нет отдельного, что бы можно было отделить, и оно бы само по себе жило и функционировало. Организм — это цельная система. Если взять отдельные элементы, уже сегодня мы можем сделать их гораздо лучше, чем они существуют в нашем организме. Зрение считается нормальным, если оно стопроцентное. Мы же можем сегодня переделать оптику глаза искусственно, и получить 150-200 процентов зрения.
Тахчиди: "Проблема зрения — проблема цивилизации". 7080.jpeg— И что человек будет делать с этими 150 процентами? Будет себя чувствовать орлом?
— Когда мы получили такого человека, оказалось, что он видит очень классно, зрение у него в два раза острее, чем у обычного человека, но этот человек хуже отличает контрастность, хуже отличает светотень, цветные оттенки, сумеречное зрение, то есть само зрение не есть какой то единый акт, а это сумма десятка разных микрофункций. Если мы одну из этих функций выведем и сделаем ее суперфункцией, то пострадают остальные. Собственно эволюция развития глаза и универсальность вообще организма выстраивалась таким образом, что высокие функции какого-то одного свойства несколько снижались за счет того, что увеличивались соседние. Таким образом была достигнута универсальность. Когда мы говорим с вами, как там все взаимосвязано между собой, я говорю о том, что организм универсален. За счет этой взаимосвязи мы получаем именно то, что мы с вами видим — существо, которое мыслит, разговаривает, которое может двигать рукой, которое может что-то делать, которое видит, слышит. И все это взаимосвязано между собой. Некая усредненная норма, которая существует на сегодняшний день, дает нам возможность развивать параллельные функции. Если мы что-то хотим улучшить в два-три раза, то обязательно это заберет какой то ресурс в других системах.
— Ну, а зачем что-то улучшать в два-три раза? Если человеку нужно зрение в три раза острее, то для этого существует бинокль.
— Мы сейчас не говорим с вами о том, что и как улучшить. Что такое человек в биологическом смысле? Это универсальная машина, которая способна выполнять много функций. Если мы возьмем робота или какую-нибудь отдельную машину, то она по своим свойствам окажется гораздо лучше, чем человек, но она не сумеет сделать всего того многообразия, которое делает человек.
Интервью подготовила

Мелик-Шахназарова Елена
комменты
Как усилить иммунитет и реже простужаться Как усилить иммунитет и реже простужаться Первая помощь
О том, что такое иммунитет и какое значение он имеет для жизни, наверное, слышал каждый. Но как его сохранить, а ещё лучше усилить – это уже труднее.
Двадцать интересных фактов о сердце Двадцать интересных фактов о сердце Профилактика
Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в минуту, 100 000 раз в день, 3 600 000 раз в год и 2,5 млрд раз в течение жизни.