Характер - что в наследство, а что приобретено
Характер: что в наследство, а что приобретено?. 9876.jpeg

Что делает человека индивидуумом? Особой, не похожей ни на какую другую личностью? Конечно же, никто не будет с этим спорить, его характер. Какие черты характера наследуются, а какие приобретаются в социуме? Каким образом рождается неповторимая индивидуальность каждого конкретного человека? Все это изучает специальная наука — характерология.

Классификация характеров с античности до XX века

Попытки классифицировать каким-то образом всю богатую палитру человеческих характеров и темпераментов предпринимались еще со времен античности, и были на протяжении столетий крайне разнообразны. Тип темперамента связывали с особым составом крови, телесными "соками", влиянием звезд, линиями на ладонях, звучанием собственного имени и т.д.

Отдельно стоит выделить физиогномику, сторонники которой за основу определения характера человека брали особенности строения его лица и мимики. К XIX веку физиогномика дала новое ответвление — френологию, которая рассматривала не только черты лица, но и строение черепа человека. В Новом периоде истории физиогномика, френология, а также другие более или менее внятные теории объяснения характера, такие как графология (связь характера с почерком) и конституциональный подход — (связь характера и строения тела) оформились в психогностику, являющуюся донаучным преддверием познания человеческой психики. И она ценна уже тем, что дала истоки для развития весьма интересных теорий. Таких, например, как теория Эрнеста Кречмера. По ней характер находится в тесной связи с физическим строением тела, которое, в свою очередь, во многом обеспечивается эндокринными факторами.

Читайте также: Почему так трудно похудеть? Ищем свою причину

Подробнее об Эрнесте Кречмере

Эрнест Кречмер — немецкий психиатр, живший и работавший в конце XIX — начале XX века, именно тогда, когда собственно и появился сам термин Charakterkunde — в переводе с немецкого означающий "Характерология". На основании экспериментов в своей богатой врачебной практике он написал научный труд "Строение тела и характер", где классифицировал характеры, тесно увязав их типы с особенностями телесного строения, и эта классификация вызывает неослабевающий интерес и споры по сей день.

Кречмер полагал, что психические аппараты, а значит и темперамент каждого человека, имеют свой телесный коррелят — мозговой центр, и находится в неразрывной связи с органами чувств, всеми двигательными центрами и эндокринными железами.

Типы характеров по Кречмеру

Кречмер определил три основных типа характеров, причем все, конечно же, в зависимости от двух различных групп "химических гормонов", которые, в свою очередь, определяют телосложение.

Пикнический тип. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. По характеру — циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни.

Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт.

Атлетический, смешанный тип. Наиболее распространенный тип — следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок, по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа.

При этом, конечно же, эта классификация не подразумевала, что люди одной группы все как один похожи между собой, ибо внутри каждой из них происходит дальнейшее разделение в зависимости, например, от того "направлен ли циклоидный темперамент больше к полюсу веселого и печального, а шизоидный — к полюсу раздражительного или холодного". Точно так же циклоидный тип по своему психическому темпу может тяготеть к полюсу подвижного или же флегматичного, а шизоидный — от порывистого до тягуче-замедленного. От этих данных как раз зависит множество индивидуальных оттенков каждой личности.

Дальнейшее развитие характерологии Кречмера

Эти идеи, конечно, не могли остаться не подхваченными. В дальнейшем кречмеровские типы были дополнены выдающимся русским психиатром Петром Ганнушкиным (конец XIX — начало ХХ вв.) и нашим современником, профессором психиатрии Марком Евгеньевичем Бурно. Правда, нельзя не сказать и о гонениях на эту науку в нашей стране в 30-40 годы. К тому времени она изменила название, став педологией, и, как и многие другие науки (генетика, кибернетика) была "предана анафеме", будучи обозначена как "буржуазная лженаука", и лишь в 60-е годы была реабилитирована.

Ганнушкин, собственно, рассматривал область психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. Однако его выводы оказались далеко за рамками рассмотрения психопатий, ибо какие-то типы характеров явно были ближе к норме, нежели к не норме. Среди его типов были такие красноречивые как "мечтатели", "антисоциальные" и "патологические лгуны". Атлетический тип Кречмера он назвал "эпилептоидом". По Бурно же внес в палитру типов характеров, такие как: "застенчиво-раздражительный", "педантичный", "тревожно-сомневающийся" и др. Таким образом, сегодня типология основных типов характера, берущая исток от Кречмера, и прошедшая через Ганнушкина и Бурно, выглядит так...

Швейк и другие добродушные толстяки

Если вы добры, общительны, реалистичны. Адекватно реагируете на события, а внешне — широки и склонны к полноте, то вы циклоид-сангвиник. Из литературных героев самые яркие примеру, это барон Дю Валлон, больше известный нам как Портос, а также Санчо Панса, бравый солдат Швейк и другие добродушные толстяки.

Если вы худощавы и невысоки, являетесь реалистом, но при этом склонны к тревоге и сомнениям, и порой переживаете за что-либо до абсурда, то вы психастеник. Вспомним чиновника из рассказа Чехова, который умер от после того, как чихнул на лысину какому-то высокому чину. Не выдержал своей рефлексии по этому поводу. Такому человеку свойственна гипертрофированная порядочность и мнительность. Он склонен мучительно обдумывать уже произошедшее, терзая себя, порой совершенно попусту. "Быть или не быть?" — мучается он. Да-да, шекспировский Гамлет тоже был психастеником.

Вы нормального телосложения и обычного роста. Для вас важна жизнь напоказ, чтобы окружающие знали о ваших переживаниях и были в курсе вашей жизни. Значит, вы принадлежите к т. н. истерикам. Этот тип порой склонен даже выдавать себя не за себя самого, и живет в выдуманной им реальности. Бывает аферистом, но при этом такой убедительный актер, что ему все верят. Как, например, гоголевскому Хлестакову или даме из рассказа Сомерсета Моэма, которая играла роль больной сердечницы и до того вжилась в нее, что в самом деле умерла.

Вам повезло иметь атлетическое телосложение, обладать сильной волей и авторитарным характером? Вы не витаете в облаках и являетесь приземленным прагматиком, при этом умеете руководить людьми? Вы эпилептоид. Иллюстрация такого типа — это известный российский политик Александр Лебедь или генерал Де Голль. Хотя данный тип может быть и немного иным. Например, мольеровский Тартюф прячет стремление управлять людьми за угодливой и подобострастной манерой поведения. Будучи приживалом, умело манипулирует своими благодетелями, внося смуту и раздор и тем самым приближая себя к заветной цели — власти.

Вы замкнуты в себе, предпочитаете свой богатый внутренний мир внешнему? Внешне астеничны и легки? Практически не нуждаетесь в общении, и кое-кто даже считает вас аутистом? Это характеризует вас как шизоида. Такой человек склонен творить или заниматься наукой, перенося все сложные переживания внутреннего мира в свою деятельность. Художники кубисты — вот образцы шизоидных устремлений. Они пишут так "как видят", перенося, например, на холст разноцветные кубики и шары и объясняя, что это "портрет юноши". Из литературных героев это набоковский Лужин, живущий в своем мире шахматных партий, и параллельно проживающий реальную, второстепенную для него жизнь.

Вам скучна реальная жизнь, вы порой не знаете, чего хотели бы, интересуетесь сегодня физикой, а завтра историей Древнего Египта? Это полифонический (мозаичный) характер, который может сочетать разные, порой несовместимые черты. Человек внешне может быть похожим на любой из других типов, при этом противоречив и непоследователен. Яркий пример полифонического творчества — это пьесы абсурда Годе, фильмы Бунюэля или картины Сальвадора Дали. В них тесно увязан реализм с вымыслом, концовка может опережать начало, поступки людей зачастую совершенно необъяснимы. Литературный герой мозаичного характера — это мистер Рочестер из "Джейн Эйр" или Настасья Филипповна Достоевского.

Многообразие ветвей характерологии

Мы рассмотрели лишь одну ветку развития характерологии, при том, что веток и веточек этой науки существует великое множество, причем каждая из них, как правило, берет свое начало в прошлых столетиях, а чаще всего — в XIX веке. Есть французские, немецкие и американские и другие течения. Характер рассматривается в соответствии с элементами духовности, с типом форм реагирования на раздражители, со спецификой его поведения и т. д. Существуют также понятия социальной и национальной характерологии.

Из всех этих разновидностей можно выделить психоаналитическую характерологию, и прежде всего тем, что она также рассматривает характер в тесной связи с "телесным". Здесь характер тесно связан и с либидо, и с эго, а они в свою очередь связаны с детскими переживаниями. Так "оральный" тип человека — это тот в прошлом ребенок, которого мать мало кормила грудью, анальный — переживший унижения, генитальный — прошедшие детские комплексы Эдипа или Электры (влечение к своему родителю противоположного пола) и фаллический — "жертва" излишне жесткого давления со стороны родителей. Но кроме "телесного" и там и здесь, больше ничего общего психоаналитическая и кречмерианская характерологии не имеют. Более того, с точки зрения психического анализа характер можно изменить, адаптировав его к своему существованию, а с точки зрения характерологии по Кречмеру — человек не может изменить нечто, данное ему при рождении, поэтому надо помочь ему приспособиться к внешним условиям с учетом особенностей его характера.

Стоит сказать также, что сегодня есть масса попыток классификации характеров, которые можно было бы назвать "попсой", настолько примитивно и настолько далеко от мало-мальски научного обоснования они лежат. Например, некоторые психологи предлагают дифференцировать характер человека по цвету его глаз.

В завершение

Конечно, нельзя сказать, что кречмерианская характерология идеальна и неопровержима. На протяжении многих лет ее справедливо критиковали и за перенос закономерностей, установленных в психиатрической клинике, на среду нормальных людей, и за недостаточность убедительных статистических доказательств, и за то, что "телесных" данных явно недостаточно для изучения всех разновидностей человеческих характеров. Сегодня, конечно, имеется масса новых возможностей классификаций характера и установления, от чего именно зависит тот или иной тип. Сегодня ученые могут использовать такие величины, как нейродинамическая конституция мозга, а также данные молекулярной биологии и генетики. Все это раскрывает новые возможности для исследования и познания. Одно остается непреложным — именно Кречмер дал этому изначальный импульс, будучи передовым исследователем человеческой психики для своего времени.

Кириллов Вадим
комменты
Моцион для глаз Моцион для глаз Профилактика
Живете в экологически загрязненном районе? Вам много приходится работать за компьютером? Не поленитесь уделить хоть немного внимания вашим утомленным глазам.
Фитнес с малышом дома! Фитнес с малышом дома! Забытые методики
Прийти в форму после родов вам поможет… ваш ребенок! Какие упражнения можно выполнять с ним в паре.