Приучаем ребенка к детскому саду

Приучаем ребенка к детскому саду. 9429.jpeg

В сентябре тысячи малышей в первый раз придут в детский сад. Но многие дети с трудом к нему привыкают: становятся плаксивыми, тревожными, агрессивными. Все потому, что в новой обстановке малыши не чувствуют себя защищенными. О том, как взрослые могут помочь ребенку адаптироваться, читателям Меdpulse рассказала медицинский психолог Нина Германова.

Детсад семью не заменяет

Безусловно, детский сад способен многое сделать для развития своих воспитанников. Однако у детского дошкольного учреждения свои специфические задачи, и оно никогда не сможет (и не должно!) полностью заменить родителей и оказывать на ребенка более сильное воспитательное воздействие, чем семья.

Детский сад необходим для ресурса семьи: мама получает возможность выйти на работу, заняться своим образованием, посвятить свободное время себе, а малыш может чему-то научиться. И конечно, хороший детский сад — это не серебряные игрушки и икра на обед, а в первую очередь уважительное отношение к ребенку.

Читайте также: Оптимист и пессимист, или Чья карьера круче?

Привыкание малыша к детскому саду: 12 подсказок для родителей

1. Ответственно отнеситесь к выбору детского сада. Для ребенка переход из одного дошкольного учреждения в другое всегда сильный стресс, поэтому подходящий "второй дом" для малыша желательно найти если не с первой, то со второй попытки.

Определить, какие детские сады "хорошие", а какие "сомнительные", иногда помогают отзывы родителей в Интернете. Однако форумы могут содержать недостоверную информацию. Поэтому в первую очередь прислушайтесь к мнению знакомых и соседей, чьи дети посещают интересующий вас детский сад. При этом учитывайте, что взгляды людей субъективны: ваше представление о хорошем детсаде может сильно отличаться от точек зрения родственников и друзей.

2. Постарайтесь заранее познакомиться и пообщаться с заведующим детским садом и воспитателями той группы, в которую определили вашего ребенка. Понаблюдайте со стороны, как на прогулке воспитатели общаются с детьми: насколько доброжелательны к малышам, как реагируют на конфликты и недоразумения между ними, как делают замечания и утихомиривают "разбушевавшихся" подопечных, спешат ли утешить плачущих или расстроенных воспитанников, умеют и стремятся ли занять скучающих детей.

Если вы пришли на "экскурсию" с ребенком, осмотрите территорию детского сада, позвольте малышу пообщаться с детьми и воспитателями. Комментируя увиденное, подробно расскажите сыну или дочери о жизни в дошкольном учреждении. Чем больше ребенок будет знать о "мироустройстве" детсада, тем спокойнее ему будет, когда он придет сюда в качестве воспитанника.

3. При посещении группы обязательно обратите внимание на такую важную деталь, как шум в игровой. Длящаяся более получаса гробовая тишина в комнате — плохой признак. Дети — народ неутомимый и шумный, им свойственно постоянно что-то делать и осваивать. Знающий и ответственный воспитатель должен умело направлять кипучую энергию своих подопечных в "полезное" русло, но никак не подавлять ее.

4. Привыкание ребенка к атмосфере детского сада будет протекать значительно легче, если в группе будут знакомые дети (например, приятели по песочнице). Поэтому по возможности позаботьтесь о том, чтобы у малыша изначально была "своя компания" в новом коллективе.

5. За несколько недель до начала регулярного посещения детского сада максимально приблизьте режим дня ребенка дома к распорядку дня в группе. Учитывая, что многие дети с трудом привыкают к меню детских дошкольных учреждений, предлагайте сыну или дочери блюда, приготовленные по "детсадовским" рецептам. Новый режим и меню всегда оказывают нагрузку на нервную систему — ребенку будет значительно легче, если ему не придется приспосабливаться к "нововведениям".

6. Убедитесь, что ребенок овладел необходимыми навыками самообслуживания. Это значительно облегчит его привыкание к режиму детского сада и питанию, одногруппникам, воспитателям и отсутствию мамы: чем меньше трудностей, тем проще привыкнуть к новому. Однако если малыш чего-то не умеет (например, одеваться, раздеваться без помощи взрослых или проситься на горшок), поводов для отчаяния нет — его обучат в детском саду.

Ускорить привитие какого-то навыка родителям поможет метод сказкотерапии. Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился есть самостоятельно, сочините историю о том, как любимый герой малыша (скажем, зайчонок) учился держать ложку, как поначалу ему было трудно попадать ею в ротик, как он наконец стал есть сам и кто этому обрадовался.

7. Беседуя с ребенком о необходимости посещения детского сада, подчеркивайте, что временная разлука неизбежна только потому, что он уже большой — и это очень здорово. Не забывайте говорить сыну или дочери о своей любви — для ребенка очень важно регулярно слышать о том, что родители его любят и не представляют своей жизни без него.

8. Не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Наоборот, как можно чаще рассказывайте малышу, какая интересная жизнь ожидает его: новые друзья и товарищи, интересные игры, изобилие игрушек, творческие занятия, чтение увлекательных сказок, стихов, разучивание песен, танцев и пр…

Покажите сыну или дочери свои детсадовские фотографии, поделитесь воспоминаниями о том далеком времени, когда сами были воспитанником дошкольного учреждения, — рассказывайте о светлых и радостных моментах. Это не только сблизит вас с ребенком, но и поможет ему обуздать свой страх перед неизвестным.

9. Не запрещайте сыну или дочери брать в детский сад "домашние" игрушки и книги: "интимизация" обстановки позволит быстрее освоиться в новых условиях. Так, любимая игрушка, овладев вниманием малыша, поможет ему отвлечься от расставания с близкими. Если уговорить ребенка оставить игрушку переночевать в садике и утром снова с ней встретиться, то велика вероятность, что на следующий день он с охотой и радостью отправится в детский сад.

Благодаря любимой игрушке ребенка вы будете знать, насколько комфортно ему в новой обстановке, находит ли он общий язык с ребятами, с какими проблемами и трудностями сталкивается. Если игрушка ежедневно "ходит" в детский сад вместе с новоиспеченным воспитанником, расспрашивайте его, что происходило с любимым медвежонком (зайчонком, куклой): кто из детей с ним дружил, кто обижал, не было ли ему грустно и одиноко и др.

10. Ни в коем случае не угрожайте ребенку, что отдадите его в детский сад со злыми воспитателями, если он будет плакать при расставании или капризничать. От запуганного малыша проще добиться послушания, однако в этом случае ребенку будет намного сложнее привыкнуть к новой обстановке, подружиться со сверстниками и проникнуться доверием к взрослым.

Угрозы обычно свидетельствуют о том, что родители растерянны от ощущения своего бессилия. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые торопятся на работу, устали или просто не знают, как успокоить и ободрить ребенка: все известные способы испробованы, но не принесли результата. В подобных ситуациях важно найти взрослый способ решения проблемы, не срывая свое эмоциональное напряжение на малыше.

11. Старайтесь всегда выполнять свои обещания: если сказали ребенку, что заберете его из детсада до обеда или после прогулки (детям трудно понять, что такое "через час", "в 5 часов вечера" и т. п., поэтому лучше опираться на режимные моменты), то приложите все усилия к тому, чтобы сдержать слово. Помните: неопределенность вызывает тревогу, особенно у маленьких детей.

12. Не отдавайте ребенка в детский сад только потому, что в семье родился младенец. Ведь старшему и так несладко приходится из-за перемен, связанных с появлением "конкурента". А решение родителей определить его в детский сад ребенок неизбежно воспримет как свое изгнание и будет страдать от осознания, что ему предпочли новорожденного.

Однако если у семьи нет иного выхода, важно позаботиться о том, чтобы старший ребенок начал посещать и, главное, успел привыкнуть к детскому саду до рождения младшего брата или сестры.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Здоровье
Онкохирург Ильдус Мухаметов напомнил, что рак кишечника на данный момент по-прежнему занимает лидирующие позиции по распространению среди населения.
Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Здоровье
Кандидат медицинских наук Денис Соколов проинформировал о процессах в организме, которые приводят к сгущению крови.