Вильгельм Райх: в тюрьму за науку
Вильгельм Райх: в тюрьму за научные убеждения. 8497.jpeg

3 ноября 1957 года скончался один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх. В отличие от Адлера и Юнга, Райх не получил признания и славы при жизни. Хотя его идеи о необходимости сексуального просвещения, о связи тела и эмоций и даже учение о биоэнергетических каналах в наше время обрели многочисленных последователей. Сам же Райх поплатился за них жизнью.

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года в селе Добряничи в австрийской Галиции (ныне Львовская область Украины) в семье богатого фермера. Все свое детство он провел в деревне. Поскольку сам Райх впоследствии стал психоаналитиком и уделял пристальное внимание детским годам своих пациентов, биографы не обошли вниманием и его собственных родителей. Говорят, что отец Вильгельма, еврейский крестьянин, был человеком властным и тираничным, с раздражительным характером. Мать, Цецилия Ронигер, напротив, была мягкой и покладистой женщиной очень красивой внешности. Родные восхищались ей за кротость нрава, но осуждали ту покорность, с которой она сносила деспотизм мужа. Красота Цецилии принесла ей скорее неприятности: муж постоянно ревновал ее и тем немало отравлял жизнь.

Читайте также: Уровень психозов в России растет

Вильгельм почти боготворил мать и очень любил ее, к отцу испытывал двойственные чувства. Одно время он даже сомневался, является ли родным сыном этого человека. Несмотря на свое еврейское происхождение, Райх рос в изоляции от еврейских и украинских детей, живущих по соседству. Отец считал себя коренным немцем, поэтому в семье маленького Вильгельма было разрешено разговаривать только на немецком, идиш был под запретом.

Когда Вильгельму было 14 лет, в доме разразилась трагедия. Устав от деспотизма и подозрений мужа, Цецилия завела роман с домашним учителем своих детей. Непонятно, что руководило Вильгельмом, когда он решил рассказать об этом отцу… Скорее всего, сцена, когда он застал мать в объятиях репетитора, просто потрясла его, а обсуждать ее с самой Цецилией он не решился. Но поступок мальчика имел роковые последствия: не пережив позора и страха, его мать покончила с собой. Мучимый горем Райх-старший ненадолго пережил жену. Он тоже несколько раз покушался на самоубийство, правда, умер в конце концов от туберкулеза — спустя три года после кончины супруги.

Несомненно, эти события предопределили будущий интерес Вильгельмак психотерапии. Показательно и то, что Райх много раз начинал ходить на индивидуальный психоанализ, однако ни разу так и не смог завершить его. Травма его юности была слишком тяжелой.

После смерти отца Вильгельм стал фактическим хозяином фермы, одновременно продолжая учиться. Правда, в 1916 году из-за Первой Мировой поместье Райхов оказалось в руинах. Тогда молодой человек принял решение поступить на службу в австрийскую армию. Вильгельм дослужился до офицера и участвовал в войне в Италии. В 1918 году вернувшись с фронта, он поступил на юридический факультет Венского университета, но быстро разочаровался в юриспруденции и перевелся на медицинский. В 1922 году Райх получил медицинскую степень, а затем еще в течение двух лет учился на психиатра. В университете он познакомился и со своей первой женой — будущим медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.

К моменту знакомства Райха с Зигмундом Фрейдом отец-основатель психоанализа уже поссорился со своим учеником и бывшим последователем Юнгом, посмевшим отойти от его идей и создать свою теорию. Поэтому место первого ассистента Фрейда было свободно. Его и занял Райх, вскоре став вице-директором клиники Фрейда, а затем и директором первого в мире Института психоанализа. Фрейд не любил, когда ученики настаивали на собственном воззрении или задавали ему "неудобные" вопросы. В 1927 году подобного конфликта не избежал и Райх. Во-первых, за то, что придерживался марксистских взглядов, во-вторых, за предположение, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения. "Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления?", — спрашивал Райх. Но Фрейд ничего не мог ответить на этот вопрос. В конце концов, не найдя приемлемого решения, отец психоанализа вывел теорию существования "биологического инстинкта страдания и смерти", который назвал мортидо.

Отношения Райха с Фрейдом портились все больше. Зигмунд отказался быть личным психоаналитиком молодого ученика, памятуя о негативном опыте с Адлером и Юнгом. Райх же воспринял этот отказ с обидой. Однако он по-прежнему занимал должность директора клиники. Одновременно Райх вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1929 году он вместе с другими соратниками участвовал в создании "клиник сексуальной гигиены" для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальном образовании.

Кстати, сейчас программа Райха вряд ли показалась бы шокирующей. Большую часть его воззрений ныне разделяют многие врачи и психологи. Вильгельм и его единомышленники предлагали предоставить контрацепцию все желающим, чтобы каждая семья могла контролировать рождаемость, разрешить аборты, а также разводы, признать гражданские браки имеющими право на существование. Они просили ввести всеобщее сексуальное образование как средство для профилактики венерических заболеваний и нежелательных беременностей, дать знания о сексуальной гигиене врачам и учителям, чтобы те распространяли эти сведения. Райх также предлагал подвергать психоанализу преступников, совершивших преступления на сексуальной почве.

Но в 1930 году Райх оставляет должность вице-директора клиники в связи с переездом в Берлин. Официальная причина заключалась якобы в том, что Вильгельм решил стать пациентом известного психоаналитика Шандора Радо. Однако утверждают, что венское психоаналитическое общество негативно относилось к его активной политической деятельности и к тому же было шокировано его свободными взглядами на секс.

В 1933 году Германии пришли к власти фашисты. Местная компартия тоже не разделяла сексуальный радикализм Райха, разладились и его отношения с Международной психоаналитической ассоциацией. К тому же Вильегльм развелся с женой. С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу "Психология масс и фашизм". Райх называл фашизм проявлением иррациональности характера среднего человека, первичные биологические потребности которого подвергались подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге был проведен подробный анализ социальных причин такого подавления и показывалось решающая роль авторитарной семьи и церкви в этом процессе. Книга, разумеется, была запрещена нацистами, хотя позже многие исследователи фашизма согласились с гипотезой Райха.

Райх оказался в изоляции и одиночестве. Оставив бывшую жену и Германию, охваченную нацизмом, он переезжает в Данию, затем в Швецию. В обеих странах его воззрения не находят отклика, и наконец ученый обретает приют в столице Норвегии Осло. В этот же период он повторно женится на Эльзе Линденберг, балерине, которая тоже исповедовала коммунистические убеждения. Но увы — взгляды Райха кажутся общественности все более неприемлемыми. Дело в том, что бывший ученик Фрейда начал увлекаться биоэнергетикой. Райх утверждал, что в каждом человеке циркулирует энергия жизни, которую он называл оргонической или оргонной энергией (от лат. Organismus — "живое существо"). Определенные формы болезни являются следствием блокирования этой энергии в теле, говорил Райх. Он также утверждал, что "оргонная" энергия влияет на эмоции и сексуальность. Над Райхом стали откровенно издеваться в газетных статьях. Его работы были названы псеводнаучными, а европйеские психоаналитические сообщества перестали воспринимать его всерьез. В это же время от ученого ушла вторая жена.

В 1939 году руководство Новой школы социальных исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он переезжает вместе со своей лабораторией. Здесь его ассистентом становится эмигрантка немецкого происхождения Ильза Оллендорф, которая впоследствии становится его третьей женой. К сожалению, его успех в Америке тоже продлился недолго. В 1950-ых годах Райх начал строить "оргонные аккумуляторы (накопители)", представлявшие собой подобие многослойного ящика, стенки которого были выполнены из чередующихся слоев металла и диэлектрика. Пациенты должны были сидеть в этом ящике, накапливая живительную энергию. Этим способом он предполагал лечить астму, эпилепсию и психические заболевания. (По всей видимости, на такие странные для европейца идеи натолкнули Райха трактаты об универсальной энергии Ци— одном из основных китайской философии и медицины. Известно, что в определенные периоды жизни ученый проявлял интерес к восточным течениям в медицине, ища там подсказки для своих исследования реакций тела человека).

Производство аккумуляторов стало косвенной причиной смерти Райха. В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов отказало ему в лицензии на производство оргонных аккумуляторов и дало распоряжение о прекращении экспериментов. Райх отказался подчиниться и стал провоцировать стычки с властями, заявляя, что соответствующие органы некомпетентны в вопросах циркуляции энергий и восстановления здоровья… В конце концов Вильгельма Райха заключили под стражу и приговорили к двум годам тюрьмы за неуважение к властям. В 1957 году он скончался в тюрьме от сердечного приступа.

Интересно, что практически все идеи Райха, кроме увлечения энергетическими теориями, поддерживаются современными психотерапевтами. Райх считается одним из основоположников телесно-ориентированной психотерапии, направленной на освобождение тела от мышечных зажимов, имеющих эмоциональную природу. Биоэнергетические теории нашли свой отклик у последователей альтернативной медицины, а также современных философов и мистиков. Да и сексуальная революция все-таки произошла, в большинстве стран легализовали аборты и доступную контрацепцию… Даже его теория появления фашизма была признана вполне логичной. Получается, что Райх, как многие другие, опередил свое время, но его идеи оказались слишком смелыми для начала и середины XX века.

Филимонова Яна
Семь вещей, которые нужно держать в секрете Семь вещей, которые нужно держать в секрете Психотерапия
Мы стали настолько болтливыми, что у нас практически не осталось никаких личных тайн. Наружу выносится все – планы, мечты, достижения, проблемы…
Пестовальная гимнастика Пестовальная гимнастика Мать и дитя
Новорожденный ребенок знает о своем теле еще совсем немногое. Пока все его «знания» ограничиваются собственным ртом, которым он уже научился управлять.