Воздухом alma mater лучше не дышать?

Воздухом alma mater лучше не дышать?. 7513.jpegУченые, похоже, нашли ответ, почему ученики некоторых классов с трудом усваивают новый материал. Как выяснили сотрудники Института клинической физиологии из Пизы, в школах многих европейских стран качество воздуха в классных комнатах оставляет желать лучшего и не отвечает международным стандартам по содержанию CO2 и твердых частиц. А это, в свою очередь провоцирует школьников… прогуливать занятия.

 

От такой концентрации не умирают, но…

Всем известно, что во время дыхания мы выделяем в воздух углекислый газ (CO2). При большом скоплении людей в помещении концентрация CO2 повышается. В нормальном комнатном воздухе примерно 21% кислорода и только 0,03% CO2. Выдыхаемый нами воздух, наоборот, содержит только 14% кислорода и 5,6% углекислого газа. Получается, без проветривания количество углекислого газа в помещении увеличивается более чем в 100 раз. А воздух уже считается токсичным при концентрации СО2 — 2,5%.

Представьте себе комнату 60 м3, в которой находятся всего 10 учеников старших классов. Каждый из них в минуту вдыхает и выдыхает 8 л воздуха. Таким образом, каждый в час вдыхается и выдыхается примерно 0,5 м3. На количество кислорода в воздухе это окажет совсем небольшое влияние — через один час он уменьшится с 21 до 20,3%. Но вот СО2 увеличится в десять раз — с 0,03% до 0,5%. Конечно, от такой концентрации никто не умрет, но то, что такое количество CO2 однозначно окажет влияние на самочувствие школьника, это факт.

 Читайте также: Как тебе дышится, мегаполис?

Концентрация CO2

Чтобы оценить качество воздуха внутри любого помещения, нужно знать, что нормальной концентрацией CO2 на улице считается 360 чнм (частиц на миллион — 360 молекул CO2 на миллион молекул атмосферных газов) за городом, и примерно 500 чнм в городских условиях. Во многих исследованиях значение 1000 чнм считается критичным, но эту величину еще можно назвать допустимой для воздуха в помещениях, а вот 1500 чнм считается максимальной величиной для стандарта европейской гигиены. В принципе, в среднем CO2 в воздухе поднимается до 1500 чмн в ходе одного урока, а при этих показателях треть людей в помещении обычно высказывает недовольство качеством воздуха.

Итальянские ученые проанализировали состав воздуха внутри школ в ряде европейских городов и выяснили, что 78% ребят обучались в помещениях, где концентрация CO2 была до 5000 чмн, то есть по всем параметрам превышала установленные в Европе нормы гигиены.

Последствия для здоровья

Плохое качество воздуха в классных комнатах отрицательно отражается на внимании и способности детей к учебе. Даже по субъективному восприятию учеников и преподавателей можно понять, что в конце каждого урока воздух в классе становится "душным". Но внимание учеников снижается еще до того, как они сами понимают, что воздух в классе плохой — дети просто чувствуют себя уставшими.

Кроме снижения концентрации плохое качество воздуха может иметь и другое негативное влияние. Эпидемиологические исследования доказали, что повышение CO2 часто связано с прогулами учеников. Концентрация CO2 в конце часа около 1300-1400 чнм ведет к прогулам уроков 10-20% учащихся. Одно из последних исследований доказало, что оценки учеников также напрямую зависят от качества воздуха — дети, которые сидели в хорошо проветренных помещениях, показывали лучший результат теста по математики, чем те, кто находился в душных классах.

 

Столь опасная школьная пыль

Проблема еще и в том, что дети не просто спокойно сидят полдня в классных комнатах, но довольно активно общаются, бегают по классу на перемене и даже на уроке. А во время занятий по физике, химии и на уроках труда дети еще и работают с различными материалами. При всем этом в помещениях поднимается тонкая пыль. Экспертами было установлено, что тонкие и ультратонкие частицы могут попадать в легочные альвеолы, дальше в систему кровообращения — все это приводит к серьезным проблемам для здоровья.

Специальные опросники, заполненные родителями учеников, показали, что у 13% детей хотя бы раз в жизни возникал приступ затрудненного дыхания, 32% ребят страдали ринитом, а 34% — ночным кашлем.

Воздействие же аэрозольных частиц (пыль, частички мела, бумаги, клея, красок и элементов моющих средств) нарушает прохождение воздуха по носовой полости. А это, в свою очередь, может приводить к гипоксии (снижению концентрации кислорода в крови) и хроническим заболеваниям дыхательной системы.

Что делать

В зимнее время года классы плохо проветриваются, и это, конечно же, отражается на качестве воздуха. Чем ниже температура на улице, тем выше концентрация CO2 в классах. Еще нужно всегда учитывать, что количество CO2 зависит от возраста учеников — чем старше дети, тем больше CO2.

Конечно, будет ошибочным считать, что приоткрыв 2-3 окна во время короткой перемены, можно сделать качество воздуха в классе идеальным. Но даже такие попытки проветривания лучше, чем не открывать окна вообще.

Часто бывает, что створку окна только приоткрывают. Из-за этого помещение проветривается неравномерно, что также приводит к тому, что в конце учебного дня концентрация CO2 в воздухе сильно поднимается. Из-за этого ухудшается способность школьников к обучению, ослабляется концентрация на фоне общей усталости или чувства голода.

Воздухом alma mater лучше не дышать?. 7515.jpegМинимальный уровень вентиляции, при котором достигается хорошая работоспособность, должен быть 7 литров в секунду на человека. Лучше всего, если он будет 15 литров в секунду на каждого. А некоторые авторы рекомендуют еще большую мощность вентиляции — 20-25 л/с на человека.

Также, согласно европейскому стандарту, классные комнаты должны убираться влажной уборкой 3 раза в неделю. Сюда входит не только мытье полов, но и столов и стульев. А последние исследования специалистов из Франкфурта доказали, что убирать классы лучше ежедневно.

Неудовлетворительное качество воздуха может отрицательно сказаться не только на учениках, но и на производительности труда и самочувствии преподавателей. Чтобы добиться необходимого качества воздуха в классах, нужно постоянно следить за тем, чтобы окна во время больших и маленьких перемен открывались полностью, а во время урока были немного приоткрыты.

Григорьева Александра
комменты
Лечение насморка у грудничка Лечение насморка у грудничка Мать и дитя
Заложенность носа у грудничка - явление довольно частое, так как носовые ходы у него очень узкие, и малейшее раздражение слизистой носа вызывает отек, перекрывающий доступ воздуха.
Эфирные масла при астме Эфирные масла при астме Профилактика
Подход ароматерапевтов к таким больным должен быть гибким и учитывать жизненные обстоятельства конкретного человека.В течение приступа единственным средством помощи может быть вдыхание эфирного масла.