Медицина будущего: здоровьем тут не пахнет

Медицина будущего: здоровьем тут не пахнет. 6745.jpegЗакон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", подготовленный Минздравсоцразвития, изменит всю законодательную базу здравоохранения в РФ. Заинтересованные ведомства нашли в документе много темных пятен и неясностей, а медицинская общественность уверена, что принятие этого закона ликвидирует бесплатную медицину и вызовет рост смертности.

Подготовка законопроекта шла непросто. Текст, направленный в Государственную Думу в конце апреля, представляет собой четвертую по счету редакцию документа. В Минздраве неоднократно заявляли о том, что законопроект получил полное одобрение и поддержку экспертного сообщества. Тем не менее, фактически по личному указанию премьера Путина, утверждение нового закона Думой решили обсудить еще раз.

Профилактика и медуслуги без здоровья

В серии интервью и пресс-конференций представители Минздрава попытались разъяснить населению суть нового закона и необходимость его скорейшего принятия. В самом деле, предыдущий основополагающий закон в российском здравоохранении был принят 18 лет назад и успел порядком устареть.

Одним из достоинств нового законопроекта, как указывают в Минздраве, является введение "понятийного аппарата" — то есть законодательное определение основных понятий в сфере здравоохранения. Однако, как указывают критики Минздрава, во внушительный список получивших такое определение терминов "медуслуга", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "медорганизация", почему-то не попало то самое "здоровье", охране которого посвящен весь этот достаточно объемный текст.

Еще одной как бы новацией является законодательно закрепленный приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан, (статья 9). Впрочем, в чем именно заключается этот приоритет, остается непонятным. В качестве средств профилактики в законопроекте (статья 26) упоминается набор слов типа "социальные, санитарно-противоэпидемические и медико-санитарные мероприятия", и конечно же "формирование здорового образа жизни".


За лечение каждый платит сам

Среди нововведений, предусмотренных законопроектом — давно назревшая фиксация прав граждан на новые виды медицинских услуг. Статья 32 впервые вводит понятие паллиативной помощи, направленной на облегчение страданий неизлечимо больных пациентов. Статья 51 дополняет имеющееся законодательство о репродуктивных технологиях правом граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов, использование донорских половых клеток с получением всей необходимой информации о доноре.

Красиво сказано, не правда ли? Одна беда — федеральный центр не берет на себя финансовое обеспечение только что обозначенных прав. А посему предоставление всех этих шикарных инновационных медуслуг оплачивается из средств самих граждан.


Вынужденное станет обязательным

Статья 78 законопроекта посвящена оказанию платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. В действующих "Основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ" платные услуги не упоминаются. Возможность их оказания в государственных больницах была предусмотрена постановлением правительства РФ от 13 февраля 1996 года. В условиях хронического недофинансирования здравоохранения в "лихие 90-е" эта мера рассматривалась как вынужденная.

Минздрав отвергает обвинения в намерении окончательно узаконить коммерциализацию здравоохранения. Напротив, как разъясняют представители ведомства, новый закон более четко закрепляет за гражданами право на полностью бесплатное медицинское обслуживание в рамках программы государственных гарантий. Согласно этим разъяснениям, взимать плату медицинские учреждения смогут лишь за предоставление условий повышенной комфортности, а также за некоторые, строго определенные и не предусмотренные государственными гарантиями вмешательства, в частности — отдельные виды пластической хирургии или эстетической стоматологии.


Стандарты порядки — минимальные и не для всех

Важнейшее положение законопроекта — введение универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Стандарты будут обязательны к исполнению для всех медицинских учреждений, порядки — только для участвующих в программе госгарантий. Соответствующие документы по 60 основным направлениям медицинской помощи уже подготовлены экспертными группами под руководством главных специалистов министерства.

Как разъясняют в Минздраве, стандарты и порядки будут выполнять несколько функций. Во-первых, они гарантируют необходимый минимальный уровень бесплатной медицинской помощи, который должен быть одинаковым во всех регионах страны. Они также регламентируют этапность оказания медицинской помощи и необходимый уровень оснащения оказывающих ее медучреждений. Кроме того, наличие универсальных порядков и стандартов лечения позволит жестко контролировать государственные расходы на бесплатную медицину.


Ответственность вменили медработникам

Большие изменения ждут и медицинских работников. Законопроектом (статья 64) вводится новая система аккредитации специалистов — получения индивидуальных допусков к определенным видам медицинской и фармацевтической деятельности. В перспективе, согласно планам Минздрава, аккредитованные по новым правилам медработники смогут лично нести ответственность за результаты своей работы — как их коллеги в развитых странах. Сейчас же при наличии претензий пациентов к качеству медицинской помощи гражданскую ответственность перед ними несут медицинские учреждения, а не работающие там врачи.

В Минздраве подчеркивают, что ведомство хорошо представляет себе нынешнее финансовое положение медиков. Именно поэтому окончательное формирование системы аккредитации, связанное с повышением уровня требований к специалисту, а также, вероятно, с финансовой ответственностью в случае предоставления некачественных медуслуг, отложено до 2017 года. До этого времени, полагают в Минздраве, модернизация и переход на бездефицитное финансирование через систему ОМС позволят существенно увеличить размер заработных плат в здравоохранении. Приблизительно к 2015 году, по предложению замминистра Вероники Скворцовой, выпускник медвуза сможет рассчитывать на зарплату в размере не менее 20 тысяч рублей.


Медицина будущего: здоровьем тут не пахнет. 6747.jpegПеред врачами захлопнули двери

Смогут ли сами врачи каким-либо образом влиять на ход всех этих процессов? Небезоблачные и в прошлом отношения Минздрава с независимыми организациями медработников в последнее время, как известно, совсем разладились.

При работе над законопроектом были приняты меры к тому, чтобы урегулировать эту неприятную ситуацию. В соответствии с 70-й статьей документа, профобъединения получают право на участие в разработке порядков и стандартов медпомощи, аттестации специалистов и заключении тарифных соглашений в системе ОМС только при условии аккредитации федеральным органом исполнительной власти — то есть, скорее всего, самим Минздравом. Неаккредитованным же организациям остается лишь разработка норм медицинской этики.


Ведомства подправляют, медики протестуют

Медицинская общественность и заинтересованные ведомства отнеслись к грядущим новшествам ревниво — было выдвинуто множество критических замечаний к новому законопроекту. Наиболее часто повторяющаяся претензия — отсутствие в документе каких-либо указаний на приоритеты развития и пути решения основных проблем российского здравоохранения.

В частности, эксперты Минэкономразвития считают недостаточно прописанными наиболее важные с точки зрения сохранения здоровья населения направления медицинской помощи, создание механизмов ликвидации дефицита кадров в медицине, формирование системы отчетности и критериев оценки качества управления здравоохранением. Также разработчикам предлагается законодательно определить уровень госрасходов на здравоохранение в % от ВВП и уровень оплаты труда врачей в соотношении со средней зарплатой по стране или с прожиточным минимумом.

В этой связи отмечается, что разработка Концепции развития здравоохранения до 2020 года, к которой широко привлекались профессиональные и общественные организации, была фактически провалена. С конца 2008 года проект Концепции застрял на уровне обсуждения между Минздравом и другими заинтересованными ведомствами.

Помимо Минэкономразвития критические отзывы на законопроект Минздрава опубликовали организации предпринимателей "Деловая Россия" и "Опора России".

Исполком Пироговского движения врачей России распространил заявление о необходимости отзыва документа из Госдумы. Того же мнения придерживается и "Лига пациентов". Негативное заключение о законопроекте опубликовала и возглавляемая Леонидом Рошалем Национальная медицинская палата.

А вот как основные претензии к законопроекту обрисовала в беседе с "Правдой.Ру" председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова:

В Минздравсоцразвития главным достижением законопроекта объявили "гарантию огромного объема бесплатной медпомощи". Но тогда непонятно, что же меняется: по Конституции нас и так должны лечить бесплатно…

Напомню, что программа госгарантий есть и сейчас, но с устаревшими нормативами. Сегодня в здравоохранении недостаточно средств не только на то, чтобы финансировать ее по современным стандартам, но и по существующим нормативам. Так, в регионах РФ в 2009 г. программа госгарантий была недофинансирована почти на 400 млрд. рублей.Большинство госгарантий в законопроекте спущены на уровень регионов. На откуп им отданы и перечень заболеваний, на которые распространяются госгарантии, и перечень лекарственных препаратов, которые отпускаются бесплатно, и помощь людям, нуждающимся в длительном уходе… Это означает только одно: в одной стране в разных регионах будут разные гарантии — в зависимости от имеющихся средств, что повлечет огромное неравенство в доступности бесплатной медпомощи.И еще очень плохо вот что. В проекте нового закона раздел по управлению качеством медпомощи просто отсутствует, вместо него — малопонятный текст по контролю над ее качеством. Нет в законопроекте и механизмов борьбы с 30%-ным дефицитом врачей.По-моему, Минздравсоцразвития необходимо отозвать законопроект из Государственной думы и кардинально его доработать совместно с медицинской общественностью.Если не решить проблемы, в первую очередь с финансированием, то принятие этого законопроекта очень быстро приведет к ухудшению ситуации — увеличению платности медпомощи, росту недовольства и населения, и медицинских работников. С учетом того, что население сегодня сталкивается с ростом тарифов на ЖКХ и других первоочередных статей семейного бюджета, оно не сможет увеличивать расходы на платную медицину. Следовательно, будет отказываться от получения медпомощи, а значит, будут расти заболеваемость и смертность. А наши врачи и медсестры будут продолжать работать за гроши.

Орлов Александр
От нарывов поможет "детское" мыло От нарывов поможет "детское" мыло Дерматология
Не зря говорят, что все гениальное просто.
Избавляемся от перхоти народными средствами Избавляемся от перхоти народными средствами Что новенького?
Многие люди воспринимают перхоть как неприятное, но временное явление и не считают данное явление, приносящее неудобства, заболеванием.