Куришь или пьешь? Забудь о Рублевке

5925.jpegЧто и говорить, борьба с алкоголизмом и курением в России, похоже, перешла в разряд безуспешного лечения хронического заболевания. Скорее всего тот, тот, кто первым откроет самый эффективный способ побороть эти социальные недуги, станет, по меньшей мере, национальным героем. Однако пока что кандидатов на эту почетную должность что-то не наблюдается. Может быть потому, что те, кому поручена эта борьба, практикуют «спортивную ходьбу по граблям»?

Читайте о лечении алкоголизма: Можно ли вылечить алкоголизм навсегда?

Поясню свою мысль примером. 27 января нынешнего года член Комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский выступил с инициативой отдавать до половины площадей лицевых этикеток на бутылках с алкоголем под информацию о вреде злоупотребления такой продукцией. При этом он, видимо, даже и не подумал, что подобное практикуется уже давно в смежной отрасли - борьбе с табакокурением. И каковы же результаты?

Судя по всему, не сильно отличные от нуля. Предупреждения о вреде курения печатаются на сигаретных пачках уже более полувека. Однако, согласно статистике, число курящих россиян не только не уменьшается - возрастает из года в год. Получается, что здесь этот метод не работает. Так почему же уважаемый депутат уверен в том, это сработает при антиалкогольной кампании?

Вообще, лично меня поражает то, что российские власти в данном случае категорически не хотят ничему учиться. Борясь с массовым алкоголизмом и курением, они используют в основном «запретительные» меры, которые уже доказали свою полную неэффективность во время перестройки... Как мы помним, тогда, несмотря на то, что не только сократили продажу алкоголя и повысили на него цены, а также развернули массовую антиалкогольную пропаганду, жители нашей страны вовсе не бросили пить, а наоборот, стали делать это куда более активно. Тем не менее, нынешние чиновники, судя по всему, никаких выводов из этого не сделали.

Почему же запретительные меры с таким оглушительным треском проваливаются? Во-первых, потому, что мало принять соответствующий закон, нужно еще обеспечит его исполнение. А технически сделать это достаточно сложно. Приведу один конкретный пример.

Допустим, власти издали постановление, согласно которому россиянам запрещается курить и пить во дворах и подъездах домов. Для того, что бы эти самые россияне его исполняли, требуется поместить в каждый двор не менее четырех сотрудников милиции. Один из них должен весь день контролировать территорию двора, двое других - просматривать все входы и выходы, а последний - патрулировать подъезды. При этом они целый день должны выполнять только эти обязанности, не отвлекаясь на другие правонарушения (например, драки или ДТП). Только тогда можно будет сказать, что закон реально начнет действовать.

Однако, сами понимаете, обеспечить подобное невозможно, ибо тогда количество сотрудников милиции по всей стране превысит трудоспособную часть населения, что приведет к экономическому краху. А если не создавать подобную систему контроля, то закон останется лишь на бумаге, поскольку сами пьющие и курящие россияне вовсе не собираются исполнять его - они, несмотря на все усилия  антиалкогольной и антитабачной пропаганды, вовсе не считают курение или распитие спиртных напитков чем-то ненормальным.

Откуда же берется столь лояльное отношение к весьма опасным веществам? На самом деле, причина кроется в психологии человека, а, точнее говоря, ребенка. Как было доказано психологами, до 5-7 лет наши дети не могут критически оценивать поведение своих родителей. Они являются для них своеобразным центром мироздания, и все, что они делают, ребенок оценивает однозначно как правильные действия. С его точки зрения, родители не могут делать что-то плохое, даже если их действия приносят ущерб ему самому (при воспитании с помощью ремня, например).

5929.jpegЧитайте также: Почему дети сбегают в киберпространство?

Получается, что если ребенок с самого раннего детства видит, что родители постоянно курят и пьют спиртные напитки, то он начинает думать, что это абсолютно нормально (ведь родители, с его точки зрения, не могут поступать плохо).

Так что все дети, растущие в семьях, где родители не скрывают своих вредных привычек, очень быстро становятся психологически предрасположенными к тому, что бы стать алкоголиками или курильщиками (правда, не факт, что в дальнейшем это обязательно произойдет), поскольку в их представлении формируется устойчивый стереотип о том, что для взрослых пить или курить - это абсолютно нормальное поведение. Этот стереотип весьма живуч, он сохраняется после того, когда повзрослевший ребенок начинает понимать, что родители далеко не всегда поступают правильно.

В дальнейшем данная «психологическая бомба» уходит в глубокие слои подсознания, однако до конца не исчезает, а, следовательно, может дать о себе знать в любой момент. Именно поэтому вся пропаганда здорового образа жизни на таких людей не действует - ведь она адресована к сознательному уровню восприятия, а то, против чего она направлена, сидит глубже, в подсознании. То есть все удары, получается, проходят мимо цели.

Но неужели с этим никак невозможно справиться? Может быть, следует запретить родителям пить в присутствии детей? Вряд ли это поможет, поскольку как обычно, не кому будет следить за исполнением данного запрета. Гораздо эффективнее будет так перестроить пропаганду здорового образа жизни, что бы она работала не только на сознательном, но и на подсознательном уровне.

И в этом направлении уже есть некие наработки, которые следует взять за основу. Речь идет о книгах известного британского пропагандиста здорового образа жизни Аллена Карра «Легкий способ бросит курить» и «Легкий способ бросить пить». Хотя эти трактаты уже достаточно популярны в России, однако мало кто до сих пор осознает, в чем принципиальная новизна подхода этого гениального англичанина к антиникотиновой и антитабачной пропаганде.

Читайте также: Что и сколько съесть, чтобы не лопнуть

Прежде всего, в этих книгах нет «тактики запугивания». Карр понимает, что она неэффективна, поскольку апеллирует к разуму, а на подсознание, как правило, не действует. Он предлагает другой метод - долго и нудно объяснить читателю, что курение и алкоголь на самом деле ему ничего не дают. При этом он не затрудняет себя подбором логических аргументов (подсознание ими не убедишь), а просто приводит множество конкретных примеров из области статистики или конкретно из жизни. Кстати, именно поэтому его книги чрезвычайно сложно читать - повествование достаточно бессвязное и хаотичное. Но, тем не менее, на подсознание подобная писанина действует весьма эффективно.

Дело еще и в том, что, по мнению многих психологов, Карр применяет в своих трудах методики НЛП (нейролингвистическое программирование). По мнению разработчиков этой психологической школы, подсознание человека лучше реагирует не на логику повествование, а на определенные наборы слов и фраз, часто несколько бессмысленные с точки зрения разума. Однако именно они и заставляют этот глубинный слой нашей психики активизироваться и начать избавляться от заложенных в детстве стереотипов, а также заимствовать другие, более полезные программы поведения.

5930.jpegПолучается, что книги Карра, какими бы нудными они не казались, действительно способны разрушить стереотипы «алкоголь и курение - это нормально» и заменить их на более продуктивную установку «мне не нужен алкоголь и сигареты». Поэтому метод оказывается достаточно эффективным (9-и людям из 10-и тех, кто пытается бросить пить или курить по его методике, это удается). Так может быть, стоит попробовать НЛП-установки и в антиалкогольной и антитабачной пропаганде?

Например, писать на пачке сигарет не «Курение вредит вашему здоровью», а что-то вроде «Куришь? Забудь о яхте!» или «Курение закроет для тебя Рублевку». На первый взгляд, никакой логики в этих слоганах нет, однако с точки зрения НЛП они составлены грамотно. Ведь яхта и дом на Рублевском шоссе - это стандартные для россиянина символы жизненного успеха, внедрившиеся глубоко в подсознание. В данном случае пропаганда направлена на то, что бы заставить глубинный слой нашей психики создать стереотип, согласно которому, курят только неудачники. А для многих это будет замечательной антирекламой сигарет.

Что-то подобное можно сделать и с надписями на этикетках бутылок для спиртного. И при этом не важно, сколько места будет занимать подобная надпись. Главное, что бы она проникала в подсознание...

Евсеев Антон
Чесотка и зуд: Что надо делать? Чесотка и зуд: Что надо делать? Дерматология
Время от времени у каждого из нас что-то чешется. Хорошо, если почесал – и прошло. Но случается, зуд не успокаивается и становится мучительным. От расчесывания не становится легче…
Что такое астма и как с этим жить Что такое астма и как с этим жить Первая помощь
Бронхиальной астмой на нашей планете страдают свыше 250 миллионов взрослых и детей. Кроме того, с каждым годом таких людей становится все больше.