Взрослый контроль за виртуальной жизнью

О вреде длительного пребывания ребенка за компьютером написано немало - от популярных статей до серьезных исследований. Ведь виртуальная реальность благодаря современным технологиям все чаще подменяет подрастающему поколению настоящую жизнь. Родителям не стоит воспринимать это в исключительно черном цвете. Но и не нужно пускать все на самотек...

Сегодня существует огромный выбор игр, использующих колоссальные возможности современных процессоров и видеокарт, способных буквально потрясти воображение не только ребенка, но и взрослого человека.

Виртуальная реальность предоставляет возможность человеку и, естественно, ребенку, реализовать самые смелые фантазии и потребности и достичь того, что по каким-то причинам недостижимо в реальном мире. И ваше чадо начинает все сильнее и глубже погружаться в него.

Проблема, однако, в том, что законы мира виртуального зачастую не только отличаются, но и прямо противоположны законам подлинной реальности. В результате возникает желание вновь и вновь оказываться в мире виртуальном. Получается замкнутый круг.

Кроме того, увлечение компьютерными играми небезопасно и с физиологической точки зрения. И дело не только во всевозможных излучениях, которые присутствуют даже при наличии самых совершенных мониторов.

Доказано, что сценарии подавляющего большинства игр, и в первую очередь "стрелялок", "ходилок", "симуляторов", построены таким образом, что игрок фактически постоянно пребывает в стрессовой ситуации.

Читайте по теме: Детям до 18 лет мобильники противопоказаны

В литературе уже описаны случаи не просто бессонницы, повышенной раздражительности и тревожности, а полного физического и психического истощения у чрезмерно злоупотребляющих виртуальной реальностью. При этом присутствует чрезвычайно вредное воздействие на весь организм, а в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

5035.jpegПохоже, без компьютерных игрушек люди жили бы дольше и лучше. Однако, как ни парадоксально это прозвучит, если возможности вам позволяют, но вы по каким-то причинам этого еще не сделали, надо обзавестись домашним компьютером. По крайней мере, вы получите возможность влиять на то, во что и сколько играет ваш ребенок и чему он при этом учится.

Ведь если у вашего малыша еще нет компьютера, и вы в ближайшее время не планируете его покупку, то будьте уверены, "комп" есть у его друга, одноклассника, или ребенок познакомится с ним в школе в компьютерном классе или компьютерном клубе. А вам останется лишь фантазировать о том, чем именно ваш ребенок занимается, когда сидит перед монитором.

Конечно, в школе много сидеть за компьютером не дадут, к тому же в большинстве школ первоклашек до компьютера вообще не допускают. Но дома зачастую наши малыши практически бесконтрольны. Да и нам, родителям, чего греха таить, так удобнее. Усадил ребенка за компьютер и занимаешься домашними делами.

Стоит по возможности исключить "стрелялки", "ходилки" и симуляторы. Между прочим, содержание и воздействие на психику ряда компьютерных игр стало предметом слушания в Сенате США еще 1997 году. За прошедшие годы "стрелялки" стали более совершенными, реалистичными и, следовательно, более опасными.

В то же время многие стратегические игры требуют способности к анализу, умения прогнозировать ситуацию, находить оптимальные решения. Именно их можно с успехом использовать, скажем, для формирования у мальчиков представления об интеллектуальной деятельности как вещи совершенно необходимой для успеха в различных сугубо мужских делах. Кроме того, многие стратегии стимулируют интерес к изучению истории и культуры различных стран и народов.

Читайте по теме: Тест. Страдаете ли вы интернет-зависимостью

Очень важен также тот факт, что при всем сценарном разнообразии и богатстве графики стратегические игры в наибольшей степени сохраняют элемент условности и потому наименее опасны с точки зрения чрезмерного погружения ребенка в виртуальную реальность. Они не столь опасны и с точки зрения физиологии, особенно стратегии, построенные на принципах шахматной игры, где одному ходу игрока соответствует один ход его противника.

То есть, несмотря на вредоносные факторы, у компьютера есть и плюсы. Существует масса интересных, обучающих программ по предметам. Можно подобрать игры, направленные на развитие внимания, памяти, пространственного воображения, логического мышления, помогающие повысить скорость реакции.

Правда, не стоит забывать, что дети, обучающиеся на компьютере, неаккуратно пишут, быстро устают, когда пишут в школе диктанты. Ведь работа за компьютером развивает мелкую моторику рук совсем не так, как цветные карандаши или пластилин.

Что предпринять родителям, чтобы пребывание их чада за компьютером не наносило вреда его здоровью?

- Контролируйте время, проведенное ребенком за компьютером. По данным специалистов, без ущерба для психики и здоровья, 6-7 летние дети могут без перерыва заниматься за компьютером не более 10-15 минут, ученики 2-3 класса - 15 минут. И то не ежедневно, а три раза в неделю! И это не выдумка.

Вы шокированы? Но таковы данные специалистов. Нормы были разработаны для занятий в компьютерных классах, но их надо придерживаться и дома. И не важно, играет ли ребенок в "стрелялки" или осваивает новую программу.

- Правильно организуйте рабочее место Для уменьшения нагрузки очень важно удачно подобрать мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированными, предназначенными именно для детей. В этом случае у нас будет больше шансов избежать нарушения осанки.

- Не экономьте на мониторе. Обращайте внимание на его технические характеристики.

- Выбирайте высококачественные программы или игры, которые отвечают возрасту ребенка (эта информация обычно указывается на диске).

- Приучите ребенка делать гимнастику для глаз. Ее проводят дважды - через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, можно использовать такие несложные упражнения на расслабление и укрепление глазных мышц:

5034.jpeg1. Нарисуйте черную метку на стекле, и пусть ребенок по 5-7 секунд смотрит вдаль на определенный предмет, а потом - на черную метку (10 раз).

2. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Повращать глазами в одну-другую сторону, вверх-вниз, вправо-влево, выписывать восьмерку (по 10 раз).

5. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Обучите ребенка упражнениям на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет немалая.

Локацкая Лилиана
комменты