Ребенок на пороге школы

Вы уже купили своему ребенку-первоклашке новый красивый рюкзачок, пенал и прописи? Теперь самое время узнать о специальных методиках по определению его потенциала обучаемости. Детский психолог Леонид Вегнер говорил: "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

В запасе на подготовку повзрослевшего малыша к долгой, трудной, но, несомненно, интересной и познавательной дороге по имени "Школа" осталось всего лишь две недели.

Готов ли ваш ребенок к образовательному процессу?

Прежде всего, утверждают педагоги, необходима мотивационная готовность к школе, то есть наличие у детей желания учиться. Вы можете возразить: "Наши дети хотят идти в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть". Но желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Читайте по теме: Тест. Какие таланты у вашего малыша? 

Малыш может хотеть в школу, потому что: все его сверстники туда пойдут; потому, что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что его привлекают новые школьные принадлежности и другие подарки.

Ребенок может стремиться в школу, так как хочет узнавать что-то новое, иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки).

Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать - тогда уже присутствует позиция школьника.

Существуют специальные методики по определению потенциала обучаемости. Можно поговорить с ребенком о школе: что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя там самое интересное, любимое?

Предложите ситуации. Представь себе, что мама сказала: "Ты ведь у меня еще совсем маленький. Трудно тебе в школу ходить. Давай я схожу к директору и попрошу отпустить тебя на месяц (полгода, год). Хочешь?"

4925.jpegПредставь, что ты пошел гулять и встретил мальчика (девочку) шести лет, который ходит не в школу, а детский сад. Он тебя спрашивает: "Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты ему посоветуешь?

Представь, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а уроки рисования, музыки и физкультуры бывают не каждый день. В школе Б - все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - редко, по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

Ответы ребенка будут сигнализировать об ориентации ребенка либо на содержательный компонент обучения либо на формальный, внешний (согласие на отпуск; приобретение формы, портфеля; выбор школы Б).

Кроме того, информацию о мотивации вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой "Школа". Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности вашего ребенка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени и отчества родителей, их профессионального статуса).

Это определенная зрелость структур головного мозга и развитость определенных качеств познавательной сферы - логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания, дифференцированное восприятие: умение выделить фигуру из фона, мелкая моторика руки и зрительно-моторная координация (взаимосвязь глаза и руки).

Читайте по теме: Оставьте левшу в покое!

Для определения интеллектуальной готовности ребенка лучше прибегнуть к помощи специалиста - психолога детского сада или школы. Существуют масса тестовых методик, позволяющих выстроить объективную картину.

Например, для диагностики логического мышления, в частности, мышления по аналогии, предлагаются задания такого типа: Я назову тебе три слова. Два из них являются парой, подходят друг к другу по смыслу. Тебе нужно будет придумать пару к третьему слову, чтобы получилось также, как в первой паре. Карась - рыба, а василек - ... (цветок) Больница - врач, а школа - ... (учитель) Птица - гнездо, а собака -... (будка, конура). Черное - белое, а утро - ... (вечер).

Наконец, важную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша. В норме для дошкольников характерна завышенная самооценка - например, он говорит: "Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжелый", а не "Я слабый". У младшего школьника она может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не заниженной - "я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный".

4924.jpegНемаловажны отношения со сверстниками (есть ли желание общаться, готов ли подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре?), с учителем (понимает ли и принимает формальный характер общения на уроке с четко установленными ролями - "учитель - ученик"?).

Также отдельное место в структуре психологической готовности к школе отводится произвольности. Это умение действовать в ритме всего класса - когда обращаются не лично к нему, а ко всему коллективу: "Напишите, посчитайте". Будет ли подчиняться ваш малыш правилам и требованиям учебной деятельности?

Хорошая диагностика: предложите ребенку нарисовать четыре кружка. Затем раскрасить три желтым цветом, один - синим. Если малыш разукрашивает всеми цветами, комментируя, что "так красивее" - уровень произвольности пока не высок... Проверьте его умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно: начните рисовать орнамент, а затем попросите ребенка продолжить, глядя на образец.

Милова Илона
Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Старый холостяк Старый холостяк Психотерапия
Треугольники бывают не только любовными. Нередко Ему и Ей противостоят родители, работа, друзья. И очень важно научиться вписывать все это в свою жизнь, не разрушая гармонии супружеских отношений.
Откуда пришел пирсинг? Вы не поверите... Откуда пришел пирсинг? Вы не поверите... Техника красоты
Сейчас проколотым языком или пупком никого не удивишь. Пирсинг воспринимается как одно из современных проявлений боди-арта. На самом деле он имеет тысячелетнюю историю.