Детские рисунки - что в них зашифровано?

Рисунок на протяжении всего периода взросления ребенка является носителем информации о его внутреннем мире. При этом смысловую нагрузку несут как соотношение размеров и удаленность персонажей друг от друга, так и используемые цвета. По мнению детских психологов, рисунки служат для выражения значимости, душевной близости изображенных людей, отражают их характеры. Об этом взрослым повествует маленький автор.

Если взрослые будут достаточно внимательны к творчеству своих детей, то смогут узнать много того, чего дети боятся, не могут или не хотят выразить словами. Включенность родителей в жизнь разворачивающихся событий на листах бумаги, наблюдение за изменения цветовой гаммы и в целом интерес к рисункам своих детей могут помочь отыскать то, что прячется в глубине детской души.

Этапы графического познания мира

На примере ранних детских рисунков взрослый может наглядно увидеть, в какой последовательности малыш понимает собственным умом, как устроен мир.

Годовалый ребенок. Как известно, первыми появляются хаотические каракули. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, когда глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Ребенок с большим удовольствием испещряет листы бумаги "каляками-маляками".

1-2 года. Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в мире. "Каляки-маляки" послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на листе бумаги. Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание.

2-3,5 года. Ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. То есть ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.

В этот же период в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его "каляки-маляки" могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так для ребенка открывается возможность через линии, точки, пятна обозначать нечто другое. Несовершенство графической формы не мешает сути дела - теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.

3067.jpegПервые детские изображения хаотически разбросаны по листу бумаги - ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа.

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать то, что хочет. Вздумалось - нарисовал, вызвал из небытия. Своего рода магический акт. Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как творцу.

А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки персонажа - человек отличается от собаки, собака - от мышки или птички. "У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост".

3,5-4 года. У ребенка начинает формироваться пространственное мышление. Оказывается, на листе можно разместить целый мир, который должен быть определенным образом организован, чтобы поселить туда персонажей.

Под ногами у них обязательна земля (как реализация идеи опоры, на которой все держится), а над головой - небо (как идея верха, крыши надо всем). А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости - целиком во весь рост и не загораживая друг друга.

Такая композиция называется ленточной и, что интересно, сходна по своим принципам с древнеегипетскими изображениями. Для нас же важно, что такая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат мира. В этом мире главной является вертикаль - разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.

Читайте по теме: Тест. Какие таланты у вашего малыша

4-5 лет. Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка начинает становиться значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. У нормально развивающегося ребенка к пяти годам в основном уже складывается трехмерное восприятие мира, что он и стремится отразить в своих рисунках.

Рисуйте всей семьей

Занимайтесь вместе с ребенком творчеством! Хотя и другие методы могут помочь детям выразить себя, рисование, несомненно, является одним из наиболее экономичных, обладая широким спектром выразительных возможностей.

Дети, в зависимости от своего опыта и культурной среды, могут воспринимать родителя либо как человека, обладающего властью, являющегося создателем правил или советчиком, либо как человека, помогающего им доверительно поделиться своими мыслями и чувствами. Хотя, конечно, это две стороны одного и того же человека и две его функции в качестве родителя ребенка.

3068.jpegИ процесс совместного рисования помогает ребенку обнаружить у мамы и папы обе стороны. Ведь, если ребенок не слышит ваших слов, почему-то им не верит (особенно в моменты возрастных кризисов), то совместная деятельность поможет вам без слов передать ребенку ваше отношение, вернуть его доверие и по-новому увидеть вас.

Психологи рекомендуют несколько техник, смысл которых в том, что ребенок и родители создают историю, рисуя вместе.

В зависимости от ситуации:

1. Взрослый рисует линию на бумаге, которую ребенок должен  затем переработать, превращая во что-нибудь еще. Ребенок потом рисует сам вторую загогулину, которую родитель должен  дополнить, чтобы создать образ.

Читайте по теме: В гостях у доктора Сказки

2. Ребенок и родители начинают рисовать одновременно  на одном листе бумаги.  Задача техники - установление контакта между рисующими. Также целью может быть и проведение диагностики, выяснение причин, которые влияют на трудности взаимодействия в процессе совместного рисования.

Во втором случае во время рисования обязательно присутствие психолога, который будет наблюдать за процессом и даст свои комментарии, и, если возникнет необходимость, предложит способы дальнейшей помощи.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Ученые из Австралии: темный шоколад увеличивает объем полезных кишечных бактерий Ученые из Австралии: темный шоколад увеличивает объем полезных кишечных бактерий Здоровье
Специалисты из Университета Мельбурна, проведя множество исследований, заметили, что темный шоколад оказывает положительный эффект на здоровье кишечника.
Косметолог Егорова перечислила причины появления морщин на переносице Косметолог Егорова перечислила причины появления морщин на переносице Здоровье
Дерматолог Татьяна Егорова проинформировала о причинах, влияющих на появление морщин на переносице. На них нередко жалуются пациенты обоих полов и разных возрастов.