Бактерии перестали бояться спирта
Бактерии перестали бояться спирта. 15889.jpeg
Фото: fb.ru

Бактерии приобретают устойчивость к антибиотикам. Лечить вызванные ими инфекции становится все труднее и дороже. До недавнего времени снизить внутрибольничную заболеваемость помогали кожные антисептики. Однако, как показало недавнее австралийское исследование, опубликованное в журнале Science Translational Medicine, появляются бактерии, резистентные к спирту.

Во всех медицинских учреждениях действуют строгие санэпидрежимы, чтобы обезопасить врачей и пациентов. Например, в Австралии каждая палата оборудована специальным дозатором, содержащим кожный антисептик на спиртовой основе. В их состав входит 70-процентный изопропиловый или этиловый спирты, которые быстро и эффективно убивают бактерии. Сначала эта мера помогала, и число случаев внутрибольничного заражения резко сократилось. Однако в последние годы ученые отмечают рост нозокомиальных инфекций. Зачастую их возбудителем является бактерия Enterococcus faecium, устойчивая к лекарствам.

Команда ученых во главе с Сачей Пайдот (Sacha Pidot), профессором в Университете Мельбурна (Австралия) решили выяснить, как широкое использование спиртосодержащих средств влияет на внутрибольничную флору. Они взяли образцы бактерий из двух больниц Мельбурна - Больницы Остина и Медицинского центра Монаш. Суммарно ученые исследовали 139 штаммов E. faecium, появившихся с 1997 по 2015 годы, и оценили, насколько хорошо каждый из них переносит кожные антисептики. Ученые выяснили, что микроорганизмы, появившиеся в 2010 году и позже, были в 10 раз более устойчивыми к воздействию спиртов, по сравнению с существовавшими до 2004 года.

Затем ученые поместили бактерии на дно клеток для лабораторных мышей, которые обрабатывали спиртосодержащими средствами. Животные контактировали с микроорганизмами в течение часа, затем мышей пересаживали в другие клетки, где они проводили еще 7 дней. По окончании эксперимента ученые обнаружили, что самые новые спиртоустойчивые штаммы E. faecium более активно колонизировали кишечник грызунов. Генетические исследования показали, что резистентность бактерии к спирту вызвали мутации в определенных генах, отвечающих за метаболизм.

«Развитие устойчивых к спирту штаммов E. faecium снижает эффективность стандартных мер дезинфекции», - считает Сача Пайдот.

Однако в этом эксперименте изучали только две больницы одного города, и поэтому говорить об общей тенденции возникновения спиртоустойчивых бактерий еще рано. Так что в ближайшем будущем человечеству придется изобретать не только новые антибиотики, но и новые дезинфицирующие средства.