Ученые выяснили, что проказа пришла не с Азии, а с Европы
Ученые выяснили, что проказа пришла не с Азии, а с Европы. 15540.jpeg
Фото: Зеркало недели

Эксперты, тщательно изучив найденные останки людей, которые при жизни были поражены таким заболеванием как проказа, заявили, что родиной этой болезни нужно считать Европу, а не Азию, как ранее заявляли в научном сообществе.

Как сообщала "Правда. Ру"   в средневековой Европе было несколько возбудителей лепры (проказы), а не только два, как считалось до сих пор. Вероятнее всего проказа появилась в Европе, а не была завезена с Востока, и передавалась через торговлю беличьими шкурками.

Новые исследования в этой области провела международная группа ученых из ведущих университетов Евросоюза. Для этой цели были использованы около 90 человеческих останков, изменения костей которых свидетельствовало о том, что при жизни эти люди страдали проказой. Все их скелеты обнаружены на Старом континенте и предположительно их «возраст» от 400 до 1400 года н.э.

После проведения целого ряда анализов и генетических экспертиз находки удалось обнаружить целых 10 ранее неизвестных геномов вируса Хансена - ключевого возбудителя проказы. Кроме того выяснилось, что прежние выводы ученых касательно того, что в Европе присутствовали два известных на сегодня штамма - заблуждение. Как и то, что каждый из них был специфичен для конкретного региона нашей планеты. На самом деле их три. Также выяснилось, что древнейший тип бактерии, считающийся стандартным для Восточной Азии, обнаружен в костях, найденных в Венгрии и датирующийся VII-VIII вв. и останках из Дании XI-XIII веков. Кроме того на кладбищах Дании были обнаружены останки, в котрых сохранились все типы микобактерий.

Такое генетическое разнообразие смертельного заболевания в Европе заставило ученых пересмотреть точку зрения касательно происхождения болезни. И если ранее было принято считать, что родина ее - Китай и Дальний Восток, то полученные новые исследования свидетельствуют, что проказа, все же, пришла с Европы.

«Она могла возникнуть в Западной Евразии или даже в Европе и отсюда уже была разнесена по всему миру. Либо разные ее типы «приехали» в Европу в древности или в средние века из других частей континента», - говорят исследователи, напомнив, что Евразия еще в бронзовом веке была соединена торговыми путями, а торговые отношения велись в эпоху Римской империи. А густонаселенные поселения, которые и способствовали распространению проказы, существовали в Европе еще в железном веке.

По словам одного из авторов исследования Хеллен Донохью, новые полученные данные показывают, что все штаммы бактерий смертельной болезни все же гарантировано присутствовали в Европе, «а это убедительно демонстрирует, что болезнь возникла на юго-востоке Европы или же в Западной Азии».

Как известно, заразиться проказой можно через кожу, при контакте с инфицированным человеком. Но как утверждают современные медики, при условии, что соприкосновение будет длительным.