Дети и родители: почему им нравятся вредные игры?

Павел Добров

Вы помните свою любимую детскую игрушку? Большинство из нас, конечно же, помнит. Это была не просто игрушка - а глубок любимое существо. Теперь же это существо вытеснено в сознании очень многих детей электроникой. Полки магазинов ломятся от игрушек, которые детям вдруг стали не интересны. Почему?

Ситуацию комментируют Missus.Ru эксперт, д.п.н. профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета Елена Смирнова. По ее мнению психолого-педагогическая экспертиза игрушек ничуть не менее важна, чем санитарно-гигиеническая.

В процессе экспертизы сотрудники ее Центра оценивают развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресованность, а также этические и эстетические качества. Уже оценено более 500 игровых материалов отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке.

Но самые главные эксперты — это дети. Им-то и попадают игрушки в руки на самую главную экспертизу. Как это выглядит? Новинку отдают детям, и наблюдают, как они с этими игрушками играют. Или — не играют…

Все игры и игрушки психологи МГППУ разделили на 12 видов: образные, ролевой атрибутики, транспортные, конструкторы, составные картинки и мозаики, трансформеры, игры с правилами и пр. А есть еще игрушки вредные. Например, игрушки, которые не дают возможность ребенку развернуть свою фантазию из-за слишком большой детализированности. Игра сводится к простой механике., а, значит, скоро надоедает.

То же касается кукол с определенным, фиксированным выражением лица — кричащим, растерянным, плачущим…

Ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла — еще и определенная модель человека, и ее облик так или иначе накладывает отпечаток на сознание. Дети, особенно маленькие, охотно подражают мимике и жестам.

Или возьмем кукол-роботов: не успеешь нажать кнопку, как они начинают двигаться и издавать звуки. То есть жить своей жизнью, в которой ребенку отведена пассивная роль. Ему остается лишь наблюдать за своей игрушкой. Игра становится примитивной.

Психологов тревожит, что кукла все больше теряет человеческий образ, все больше становится похожей на карикатуру или вообще — каких-то мутантов. А раз кукла расчеловечивается, то и детям становится все проще примерять на себя образ мутантов-трансформеров и идентифицировать себя с ними(шреки, покемоны, пауки, роботы).

Еще из новшеств: какие-то неизвестные звери, которые претендуют на звание вполне земных существ: собак — не собака, заяц-не заяц, коза — не коза. И так до бесконечности.

Взрослым кажется: чем больше "наворотов" в игрушке, тем лучше. А на самом деле детям нужны игрушки простые, открытые, в которые можно вложить свой образ.

Психологи и педагоги обеспокоены: у детей упал интерес к игре. Они считают, что во многом виноваты как раз такие, в лучшем случае неинтересные, в худшем — опасные игрушки.

Между тем, общеизвестно, что игра — это большой умственный и душевный труд, который предполагает постановку целей и умение их добиваться, действовать.

Сотрудники центра убеждены: нужно воспитывать родителей, объяснять, что такое детская игра, как она важна для развития ребенка, становления его психики, и какими должны быть его игрушки.

Опасной для детской психики считает ситуацию и директор Института супружеской терапии, президент фонда "Детское Здоровье", член Американской психологической ассоциации Александр Кузнецов. По его мнению, компьютерные игры, требующие от ребенка минимального участия, растят поколение инфантилов.

"Игра в традиционные игрушки предполагает активность ребенка во внешней среде, то есть человек проявляет активную позицию, пытается преобразовать. Он берет пирамидку, начинает насаживать круги и во внешней среде нечто меняется. Современные дети живут информационном обществе, в котором их активность сведена до минимума: они все время смотрят телевизор. В результате у них воспитывается пассивное мышление — малышу ничего не надо представлять, как при чтении книжки, и вообще что-либо преобразовывать.

Таким образом вырастает поколение потребителей и сугубо инфантильных людей, не способных к действиям — ни физическим, ни интеллектуальным. Ведь психологическая зрелость — это активная позиция по отношению к себе и к внешнему миру: есть проблема и я ее сейчас решу.

По мнению психологов виноваты не дети, а ленивые родители. Именно они выбирают игры, которые не требуют терпения и соучастия, а, значит, ребеночка можно спокойно затолкать в уголок, где он будет развлекаться очередной игрушкой и не отвлекать родителей от их… электронных игр. Подмена произошла уже на уровне родителей.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Доктор Мухаметов проинформировал о профилактике рака кишечника Здоровье
Онкохирург Ильдус Мухаметов напомнил, что рак кишечника на данный момент по-прежнему занимает лидирующие позиции по распространению среди населения.
Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Врач Соколов: обезвоживание и авитаминоз – главные причины сгущения крови Здоровье
Кандидат медицинских наук Денис Соколов проинформировал о процессах в организме, которые приводят к сгущению крови.