Для чтения букв и иероглифов требуются разные зоны мозга

Павел Добров

Педагогов, психологов и врачей уже давно беспокоит проблема дислексии - неспособности детей с нормальным или даже повышенным интеллектом научиться читать. В настоящее время для школьников с таким отклонением разработано множество специальных программ. Однако до недавнего времени, почти все они были недостаточно эффективными.

 

Ли Хай Тан и его коллеги из Гонконгского университета кажется, вплотную подобрались к причинам этого заболевания и таким образом, получили возможность наконец-то создать действительно качественную педагогическую методику для детей с дислексией. Для этого ученые исследовали активность мозга добровольцев с этим недугом, родным языком которых был английский или китайский.

Испытуемым предложили попытаться прочесть различные тексты. В этот момент мозг каждого добровольца сканировался с помощью магнитно-резонансной спектроскопии.

Выяснилось, что участки мозга, предположительно ответственные за дислексию, различаются в зависимости от того, на каком языке написан текст. Точнее, имеет значение тип письменности – алфавитная (она используется для написания текстов на европейских языках) либо иероглифическая (используемая в Китае и Японии). Чтение английского текста состоит в преобразовании отдельных букв в звуки и соединении их между собой. В то же время, «китайская грамота» предусматривает запоминание огромного количества отдельных иероглифических знаков, каждый из которых воспринимается как отдельное слово. Объединение этих знаков между собой – процесс сложный, порой творческий – именно размышлением или, скорее, медитацией над смыслом фразы состоящей из двух иероглифов занимались в течение почти всего экранного времени персонажи китайского фильма «Герой».

В результате исследования выяснилось, что во время чтения у китайцев и европейцев задействованы разные отделы мозга. В восприятии иегроглифов важную роль играет так называемая центральная борозда в лобном отделе, в то время как понимать алфавитную письменность нам позволяют боковые участки лобных долей. Таким образом, дислексия, вероятно, представляет собой как минимум два различных заболевания.

По словам Джона Гэбриэли из Массачусетского института технологий (США), у человека, таким образом, могут быть блестящие способности к изучению одного языка, и при этом полная неспособность освоить другой. Воспользовавшись открытием Тана и его коллег, группа Габриэли в МИТе и Элизы Темпл в Дартмуте (Великобритания) пытаются разработать новые методики обучения детей с «английской» и «китайской» дислексиями. Например, возможно, дети, неспособные усвоить алфавитную письменность, смогут запоминать отдельные слова как иегроглифы или пиктограммы и не задумываться, из каких букв они состоят. В таком случае, возможно, в конце концов школьники научатся справляться с текстами на английском или любом другом европейском языке. Впрочем, как считают ученые, такой подход приведет к наилучшим результатам, если начать еще до школы – то есть, в ясельном возрасте.

Тан и его коллеги также участвуют в разработке терапии для детей с «китайской» дислексией. Одновременно они пытаются выяснить, может ли это отклонение иметь генетическую природу. В случае, если это так, то в будущем удастся выявлять алфавитную или иероглифическую дислексию вскоре после рождения. И тогда ребенка с врожденной неспособностью к чтению букв или иероглифов можно будет с колыбели готовить к решению проблем со чтением, с которыми он, возможно, встретится в школе.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Врач Петрова: у женщин с акне в 15% случаев высыпания связаны с избытком мужских гормонов Врач Петрова: у женщин с акне в 15% случаев высыпания связаны с избытком мужских гормонов Здоровье
Заподозрить у женщины гиперандрогению, при которой количество мужских половых гормонов возрастает, можно по внешним признакам.
Диетолог Макстей: яйца защищают глаза от синего света гаджетов Диетолог Макстей: яйца защищают глаза от синего света гаджетов Здоровье
Доктор Мара Макстей проинформировала, как можно минимизировать воздействие синего цвета от смартфонов и других устройство на глаза.