Для чтения букв и иероглифов требуются разные зоны мозга

Педагогов, психологов и врачей уже давно беспокоит проблема дислексии - неспособности детей с нормальным или даже повышенным интеллектом научиться читать. В настоящее время для школьников с таким отклонением разработано множество специальных программ. Однако до недавнего времени, почти все они были недостаточно эффективными.

 

Ли Хай Тан и его коллеги из Гонконгского университета кажется, вплотную подобрались к причинам этого заболевания и таким образом, получили возможность наконец-то создать действительно качественную педагогическую методику для детей с дислексией. Для этого ученые исследовали активность мозга добровольцев с этим недугом, родным языком которых был английский или китайский.

Испытуемым предложили попытаться прочесть различные тексты. В этот момент мозг каждого добровольца сканировался с помощью магнитно-резонансной спектроскопии.

Выяснилось, что участки мозга, предположительно ответственные за дислексию, различаются в зависимости от того, на каком языке написан текст. Точнее, имеет значение тип письменности – алфавитная (она используется для написания текстов на европейских языках) либо иероглифическая (используемая в Китае и Японии). Чтение английского текста состоит в преобразовании отдельных букв в звуки и соединении их между собой. В то же время, «китайская грамота» предусматривает запоминание огромного количества отдельных иероглифических знаков, каждый из которых воспринимается как отдельное слово. Объединение этих знаков между собой – процесс сложный, порой творческий – именно размышлением или, скорее, медитацией над смыслом фразы состоящей из двух иероглифов занимались в течение почти всего экранного времени персонажи китайского фильма «Герой».

В результате исследования выяснилось, что во время чтения у китайцев и европейцев задействованы разные отделы мозга. В восприятии иегроглифов важную роль играет так называемая центральная борозда в лобном отделе, в то время как понимать алфавитную письменность нам позволяют боковые участки лобных долей. Таким образом, дислексия, вероятно, представляет собой как минимум два различных заболевания.

По словам Джона Гэбриэли из Массачусетского института технологий (США), у человека, таким образом, могут быть блестящие способности к изучению одного языка, и при этом полная неспособность освоить другой. Воспользовавшись открытием Тана и его коллег, группа Габриэли в МИТе и Элизы Темпл в Дартмуте (Великобритания) пытаются разработать новые методики обучения детей с «английской» и «китайской» дислексиями. Например, возможно, дети, неспособные усвоить алфавитную письменность, смогут запоминать отдельные слова как иегроглифы или пиктограммы и не задумываться, из каких букв они состоят. В таком случае, возможно, в конце концов школьники научатся справляться с текстами на английском или любом другом европейском языке. Впрочем, как считают ученые, такой подход приведет к наилучшим результатам, если начать еще до школы – то есть, в ясельном возрасте.

Тан и его коллеги также участвуют в разработке терапии для детей с «китайской» дислексией. Одновременно они пытаются выяснить, может ли это отклонение иметь генетическую природу. В случае, если это так, то в будущем удастся выявлять алфавитную или иероглифическую дислексию вскоре после рождения. И тогда ребенка с врожденной неспособностью к чтению букв или иероглифов можно будет с колыбели готовить к решению проблем со чтением, с которыми он, возможно, встретится в школе.

Правда.Ру
Опасность заболевания надпочечников для фигуры и здоровья Опасность заболевания надпочечников для фигуры и здоровья Здоровье и профилактика
Надпочечники выполняют ряд важнейших функций, например, контролируют гормональный фон, формируют иммунитет и выполняют множество других функций.
Биоритмы желудка. Когда что есть? Биоритмы желудка. Когда что есть? Диета
Изучая меню долгожителей, ученые пришли к выводу: важно не только ЧТО именно есть, но и КОГДА это делать. Ведь независимо от того, хотим мы этого или нет, организм подчинен суточным биоритмам природы.