Выборы в РАМН: "тайные сочувствия к превратным толкованиям"

6295.gifНа прошедшей в Москве сессии общего собрания Российской академии медицинских наук избран новый президент — директор Эндокринологического научного центра И. И. Дедов. С ним уже встретился В. В. Путин. Это значит, что новый руководитель РАМН будет утвержден правительством, как теперь требует закон.

Обязанностей нет, а право голоса — есть

В президиум РАМН теперь вошла и Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ. Хотя она не только не является академиком (обязательное условие для кандидата в президиум, даже член-корреспондент не годится) и не имеет медицинского образования, место в президиуме полагается ей по статусу как министру — во всяком случае, в соответствии с новым Уставом РАМН 2007 года. В более ранних вариантах Устава найти такой пункта отсутствовал. Но Устав Академии с 2007 года утверждается правительством, в отличие от прежних, утверждавшихся Общим собранием РАМН. И еще — Голикова введена в президиум на общественных началах.

Читайте также: Зарплата врача: дешевле только дворники

На общественных началах — значит без оплаты, но ведь никто из президиума денег за это не получает. В РАМН считают, что каждый член президиума должен выполнять определенные обязанности, а на общественных началах — без обязанностей. Но с правами (например, голосовать). Так что Татьяна Голикова обязанностей в РАМН не имеет, зато имеет права.

Никаких смущающих альтернатив

Выборы президента РАМН прошли традиционно для нашей страны — никаких смущающих альтернатив, единственный кандидат, за которого проголосовало внушительное большинство.

Почти единогласное избрание ("против" проголосовали всего 10 академиков, а 348 "за") стало для Дедова настоящим реваншем. В 2006 году его кандидатуру на этот пост уже рекомендовали избрать, но тогда академия показала свой независимый нрав — Ивана Ивановича забаллотировали.

Президентом же РАМН тогда стал директор Российского научного онкологического центра (РОНЦ) РАМН Михаил Давыдов, выступивший в день его избрания с неожиданно очень резкой речью. Ее пафос был направлен главным образом против тогдашнего министра здравоохранения Михаила Зурабова, который, по мнению многих, был крайне негативно настроен к Академии и считал, что она напрасно тратит большие деньги.

Дедова вскоре после этого получил от властей утешительный приз — его назначили руководить одним из новых федеральных агентств, созданных после реорганизации Минздрава. Но уже через пару лет Федеральное агентство высокотехнологичной медицинской помощи, не принесшие никаких реальных плодов, упразднили.

Он усидел свой пятилетний срок

Устав РАМН, принятый в 2007 году, во многих своих положениях был более бюрократичный, чем прежний, кстати, также, как и обновленные в годы правления Путина уставы других государственных академий. И уже тогда ожидалось переизбрание ее "мятежного" руководства. Тем более что Михаил Давыдов нисколько не смягчал критику в адрес чиновников. Но, тем не менее, он усидел на своем посту полный пятилетний срок.

6296.jpegПравда, многие склонны думать, что "мятеж" ему не простили. В академической среде ходили слухи, что жесткое смещение с поста ректора Московской медицинской академии им. И. М.Сеченова (ныне — Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М.Сеченова) вице-президента РАМН Михаила Пальцева было связано как раз с этим. Поясним, что в Первом меде преподавало или заведовало кафедрами, а стало быть, и получало зарплату множество, а возможно, и большинство академиков и членов-корреспондентов РАМН.

Состояние академии — удручающее

Накануне новых выборов в недрах академии вновь витали, как некогда выразился Салтыков-Щедрин, "тайные сочувствия к превратным толкованиям": к 70-летнему Ивану Дедову многие относятся критично, а состояние указанного учреждения находят удручающим. Во всяком случае, те из молодых и энергичных академиков, кто планировал или кого уговаривали выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, от этой мысли почему-то отказались. Михаил Давыдов также взял самоотвод. Потому Иван Дедов и был избран на безальтернативной основе.

На встрече с Владимиром Путиным новый президент РАМН изложил свои планы: обновлять и пополнять академию, заботиться о талантливой молодежи, развивать новейшие научные направления — геномику, высокие технологии. И попросил премьера встретиться с вновь избранным президиумом РАМН. Путин дал согласие.

Понятно, что на этой встрече обсуждалась и модная тема — модернизация, в данном случае здравоохранения. Дедов сделал бесспороно дельное предложение: объединить потенциал и структуры РАМН, Минздравсоцразвития и медицинских вузов. У нового президента РАМН, по его словам, полное взаимопонимание с Татьяной Голиковой. И это, несомненно, очень ценно, в первую очередь для Академии.

Медицинские решения в России принимаются одними чиновниками

По всей видимости, контакты Академии с властными структурами теперь будут более плодотворными. Случайно так совпало или нет, но уже через несколько дней после избрания Дедова, Путин подписал распоряжение о выделении средств на реконструкцию Онкологического центра, о необходимости которой говорили не один год. Теперь РОНЦ получит 2,5 млрд рублей.

РАМН в последнее время находилась в подвешенном состоянии — реальна была перспектива ее ликвидации и преобразования в отделение Российской академии наук. Теперь же ни у кого не вызывает сомнений, что РАМН сохранится. Проявленная медицинскими академиками пять лет назад строптивость, когда они выбрали своим президентом не того, на кого указал Кремль, стало одной из причин того, что научно-исследовательские институты, относящиеся к РАМН, начали один за другим переходить под эгиду Минздравсоцразвития. Это, конечно, было явным нарушением Устава Академии, но поддержанное тут же постановлением правительства.

Академик Михаил Давыдов, блистательный хирург и яркая личность, за пять лет руководства РАМН пришел к горькому разочарованию. В 2010 году он заявил в интервью Владимиру Познеру, что Академия практически полностью исключена из процесса принятия важных решений в области здравоохранения. По его мнению, главная причина проблем в российском здравоохранении в том, что никакие начинания не обсуждаются с медицинским экспертным сообществом, а принимаются чиновниками.

О чем новый президент РАМН говорил на встрече с Путиным (по материалам РИА Новости)

"Сегодня (на общем собрании) мы говорили, конечно, о пополнении, обновлении Академии медицинских наук. Действительно, этот вопрос стоял, и я буду очень просить вас поддержать, потому что это необходимо делать. Нам надо отбирать талантливую молодежь буквально из вузов, нужно тьютерство (помощь ученикам и студентам в организации образования), просто селекция такая. Потом их ориентировать и поддерживать морально и материально — кто пойдет в фундаментальную медицину, а кто пойдет в практическую медицину.

И хотя мы сегодня говорим о высокотехнологичной медицине, мы так же обговорили, каких технологий сегодня в России нет. Там есть, а у нас нет. Давайте мы создадим такие площадки и отработаем, то есть кадры подготовим, технологии подготовим. И потом уже растиражируем по регионам России", — предложил глава РАМН. Он сообщил, что в состав академии в настоящее время входит 52 научных центра.

"Они разные, конечно: одни — крупнее, другие… Но сегодня очень мощное развитие набирают 6297.jpegвысокотехнологичные центры Минздрава — здесь, в Москве, в Санкт-Петербурге. Конечно, надо, чтобы они эффективно работали, — мы должны заниматься этим. Мы продумали сопровождение и технологичное, и кадровое, потому что иногда обидно: смотришь, у нас технологии отсутствуют, мы пристраиваем…", — отметил Дедов.

"Но самый главный, фундаментальный вопрос — это геномика. Вообще-то в Минздраве сегодня есть две-три базы полномасштабного сиквенса генома. Это же открывает потрясающие возможности! Так сказать, генетические прогнозы, прогнозирование, профилактическое направление, клеточные технологии — там много чего. Эта сфера не стоит на месте. Великолепная программа относительного того, чтобы создавать новые лекарства, диагностические системы. Надо инкорпорироваться, причем большая программа — большие деньги. Нам нужно включаться в международное сотрудничество", — считает И. И. Дедов.

Напомним, что первым президентом РАМН стал Н.Н. Бурденко.

Биографическая справка

Иван Иванович Дедов родился 12 февраля 1941 года в селе Дмитряшевка Липецкой области. В 1964 году окончил Воронежский государственный медицинский институт. С 1964 по 1973 годы был научным сотрудником Института медицинской радиологии АМН СССР в Обнинске, в 1973–1982 годах занимал должность старшего научного сотрудника Института экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР в Москве. Почти шесть лет, до 1988 года, Дедов преподавал в Первом московском медицинском институте имени И. М. Сеченова, а затем восемь лет возглавлял Эндокринологический научный центр РАМН.

С 2006 по 2008 год И. И. Дедов, академик РАН и РАМН был руководителем Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи и был освобожден от должности в связи с упразднением агентства. В настоящее время Дедов является директором Эндокринологического научного центра Минздравсоцразвития РФ.

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Паниченко Анна
Маммолог-онколог
Сергеев Пётр
Занимается хирургическим и медикаментозным лечением доброкачественных, пограничных и злокачественных опухолей. Определяет стратегию и этапность лечения онкологических заболеваний
Гусляков Александр
Занимается профилактикой, диагностикой и хирургическим лечением заболеваний опухолевой природы, как доброкачественных, так и злокачественных

Ученые из США: сок капусты поможет облегчить симптомы болезни Крона и язвенного колита Ученые из США: сок капусты поможет облегчить симптомы болезни Крона и язвенного колита Здоровье
Американские исследователи, проведя ряд тестов на лабораторных мышах, пришли к выводу, что симптомы воспалительных заболеваний кишечника можно облегчить при помощи одного напитка.
Гастроэнтеролог Хануне: недостаток сна имеет последствия, равные алкоголизму Гастроэнтеролог Хануне: недостаток сна имеет последствия, равные алкоголизму Здоровье
Согласно результатам исследования, в США от неалкогольной жировой болезни печени страдает один из четырех американцев.