Кто шизофреник? Я шизофреник?

Кто шизофреник? Я шизофреник?. 7683.jpeg
Источник: kinopoisk.ru

Отрицать свой диагноз для шизофреников — обычное дело, тогда как для тех, кто за ними ухаживает, это настоящая проблема. Когда пациент не признает и не понимает природу своего заболевания, это называется анозогнозией. Как правило, анозогнозия проявляется после инсультов и травм головного мозга, а также при заболеваниях мозга, как, например, болезни Альцгеймера.

"Половина всех людей с шизофренией не признают, что они больны", — констатирует Кен Дакворт, доктор медицинских наук, директор американского Национального альянса по вопросам психических заболеваний и доцент медицины Гарвардской медицинской школы. Отсутствие четкого представления о своем состоянии — основное препятствие на пути к облегчению жизни шизофреников. И ухаживающие за ними родственники знакомы с этим, как никто другой.

Читайте также: Истерия — болезнь или блажь?

Анозогнозия — не значит отказ. Ранее было принято считать, что нежелание признавать симптомы шизофрении — это защитный механизм, оберегающий наше чувство собственного достоинства. Проявляться такая защита может довольно безобидно — как у человека, купившего по дешевке автомобильную рухлядь, и искренне считающего, что сделка была весьма удачной, — а может и пугать — как в случае тех, кто отрицает зависимость от алкоголя или наркотиков.

Именно поэтому так сложно убедить человека с шизофренией вкупе с анозогнозией в том, что он нуждается в помощи. Те методы убеждения, которые работают с "отказниками", тут оказываются бесполезными.

Анозогнозию вызывают физические изменения в мозге, правда, какие именно области при этом страдают, ученые еще только пытаются понять. С изобретением магнитно-резонансной томографии исследователи смогли продвинуться в понимании природы анозогнозии. Так, уже установлено, что способность человека признавать свою болезнь напрямую связана с объемом серого вещества в разных областях мозга: чем он больше, тем лучше человек осведомлен о своем состоянии.

Шизофрения определяется по, как минимум, двум симптомам из нижеследующих:

— мания,

— галлюцинации,

— сбивчивая речь,

— дезорганизованность,

— набор из трех негативных симптомов.

Негативные симптомы, которые должны насторожить, здесь следующие:

— аффективное уплощение — диапазон выражения эмоций сильно сужается, язык тела становится беднее, человек избегает смотреть в глаза;

— алогия — бедность речи, ответы больного становятся краткими и пустыми;

— аволюция — отсутствие воли, неспособность начать какое-то дело и довести его до конца (например, окончить школу или устроиться на работу).

Если эти симптомы наблюдаются на протяжении полугода, это повод бить в набат. Кроме того, существуют разные типы шизофрении:

— параноидальная шизофрения — человек становится крайне подозрительным, ему кажется, что его преследуют;

— дезорганизованная шизофрения — человек не может связно выразить свои мысли, но при этом не бредит;

— кататоническая шизофрения — человек не реагирует на звуки, прикосновения и часто принимает необычные позы;

— остаточная шизофрения — человек не бредит и не галлюцинирует, но у него отсутствует мотивация и интерес к жизни. Это самая разрушительная форма расстройства.

Пациенты с анозогнозией, как правило, не ищут избавления от своего недуга и не лечатся. "Это на самом деле вполне логично, — замечает Дакворт. — Зачем принимать лекарства от болезни, которой у вас нет?". Тем более, если прием лекарств сопровождается неприятными побочными эффектами. Поэтому кураторам шизофреников-анозогностиков стоит принять во внимание несколько фактов.

Во-первых, необходимо понять анозогнозию. Она часто бывает избирательной — человек знает о некоторых симптомах, но на другие совершенно не обращает внимания. Это может сильно разочаровать куратора. Так что, во-вторых, нужно выяснить у шизофреника, что им движет. Попытка заставить больного признать себя таковым в подавляющем большинстве случаев обречена на провал, потому что шизофреник попросту не поймет, чего от него хотят. Вместо этого лучше сфокусироваться на симптомах, чтобы выяснить, что заставляет человека оставаться на лечении.

В-третьих, нельзя осуждать анозогностика, если он отказывается от лечения. Хотя наблюдать за тем, как состояние близкого человека ухудшается без надлежащей терапии, тяжело, нужно удерживать себя от соблазна критиковать его. Лучше спросить, как изменилось состояние больного с того момента, как он перестал принимать лекарства. Эта стратегия даст шизофренику возможность порассуждать о плюсах и минусах терапии, а также укрепит его доверие к куратору.

По материалам Everyday Health

Не забудьте подписаться на наш Дзен-канал!

Также наши новости в оперативном режиме в телеграм-канале.

Специалисты
Гонопольская Виктория
Специализируется на лечении шизофрении, психических расстройств при органическом поражении головного мозга, алкогольной и наркотической зависимости и т.д
Абакумова Елена
Специализируется на лечении и реабилитации психически больных, тревожных, фобических, ипохондрических, депрессивных расстройств, панических атак, расстройств адаптации, социофобий и т.д
Жерехов Алексей
Занимается диагностикой и лечением неврозов, депрессий, панических атак, пограничных психических расстройств, психосоматических болезней

Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Диетолог Батра перечислил ТОП-5 правил быстрого похудения Здоровье
Индийский диетолог Ручика Батра проинформировал, как можно за непродолжительный срок избавиться от лишних килограммов здоровым способом без вреда для организма.
Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Гастроэнтеролог Мельникова: сырые овощи противопоказаны при гастрите и язве Здоровье
Доктор Евгения Мельникова дала несколько рекомендаций касательно питания при язве и хроническом гастрите. Многие уже знают, что ежедневно нужно потреблять минимум 400 грамм овощей и фруктов.